Глава московского представительства METRO AG Алексей Григорьев принял участие в пленарной сессии агентства бизнес-аналитики INFOLine «Новые стратегии поставщиков, ритейла и HoReCa: ориентация на экспорт, вертикальная интеграция, цифровизация».
Диалог представителей ведущих компаний food-индустрии стал частью деловой программы 30-й юбилейной выставки продуктов питания мирового класса WorldFood Moscow 2021. Мероприятие прошло 22 сентября 2021 года, аналитику рынка представили модераторы конференции генеральный директор INFOLine Иван Федяков и руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина.
Иван Федяков: Алексей, на нашей пленарной сессии вы – единственный представитель торговой сети. Причем, сети, в определенной мере пострадавшей из-за продовольственного эмбарго, введенного в 2015 году. Под ограничения попали собственные торговые марки, которые до этого вы импортировали из-за рубежа. Теперь METRO сотрудничает с поставщиками, работающими в рамках стратегии импортозамещения, и у вас есть возможность оценить продукцию сотен (если не тысяч) производителей. Что вы скажете об их конкурентоспособности?
Алексей Григорьев: Да, мы действительно пострадали, правда не очень сильно, поскольку к моменту введения санкций уже 90-95% ассортимента закупали в России. 90% – это были товары российского происхождения, еще 5% – закупки у российских импортеров.
Тем не менее в течение пары месяцев нам пришлось пережить период турбулентности, когда мы бултыхались, стараясь найти заменяющие товары и действуя в двух направлениях. Во-первых, подключили нашу глобальную закупочную организацию, которая искала замещение импорта из стран, не попавших под санкции. Помню ситуацию, когда встретил одного из наших категорийных менеджеров, бежавшего по коридору и сияющего от радости: «Нашли в Уругвае пармезан!» Понимаете? Пармезан – реальный, хороший, хотя и отличающийся от итальянского.
Вторым направлением был поиск продуктов, замещающих санкционные, в российской промышленности. И здесь я тоже помню разные случаи. У меня, к примеру, были встречи с представителями российской молочной промышленности, которые говорили: «У нас нет твердых сыров, берите мягкие, потому что твердые мы еще не научились делать». Зато сегодня я считаю, что за эти семь лет российская промышленность встала на ноги, пармезан теперь можно покупать и здесь.
Другое дело, что он все равно отличается от итальянского. Знаю, что профессиональные клиенты METRO предпочитают частично везти его самостоятельно в чемоданах из Италии (по пять килограммов ведь все равно можно провозить). Или же они должны переучиваться, поскольку есть нюансы, которые я как потребитель, может быть, и не уловлю, но шеф-повар, а особенно представитель высокой кухни, точно будет понимать, что этот пармезан в его блюдах будет вести себя иначе, чем тот продукт, с которым он привык работать до 2014 года.
Одним словом, прогресс явно налицо, мы действительно справились с задачей импортозамещения – наши сельское хозяйство и пищевая промышленность рванули вперед.
Иван Федяков: Что будет, если завтра снимут эмбарго? Выдержит ли конкуренцию наша новая продукция?
Алексей Григорьев: Для меня этот вопрос пока остается открытым. Я тоже задумываюсь, будет ли наша продукция конкурентоспособной в соотношении цены и качества, ведь мы работаем не только с конечным, но и с профессиональным потребителем.
К примеру, будет ли тот салат, который выращивает «Белая Дача» Виктора Семенова (спикера пленарной сессии «Новые стратегии поставщиков, ритейла и HoReCa: ориентация на экспорт, вертикальная интеграция, цифровизация» – авт.), продаваться в России по цене ниже одного евро? У меня сейчас нет ответа на этот вопрос, но я все же верю в ответ «да», потому что для нас это большое облегчение – короткое логистическое плечо, отсутствие проблем, связанных с растаможкой и тому подобными вопросами.
На самом деле мы очень заинтересованы в локализации всех товаров, потому что чувствуем спрос на региональные продукты. В Европе тоже, кстати, практикуется такой подход: ты должен потреблять те продукты, которые растут в радиусе ста, максимум – двухсот километров от места, где ты живешь. Тогда ты понимаешь, какое тут качество, какая экология, ты можешь съездить, чтобы посмотреть на поля, где выращивается этот продукт.
Второй тренд, который надо очень серьезно оседлать, – это здоровый образ жизни, органическая продукция. В крупных городах сейчас это очень востребовано, и российская промышленность активно движется в данном направлении, но все же пока мы еще ощущаем тут дефицит, который надо восполнять.
Так что для меня пока не очевидно, выдержим ли мы конкуренцию с продукцией, которая может к нам хлынуть, если эмбарго будет снято. Но очень надеюсь на то, что капитальные предпосылки для этого созданы и что наша пищевая промышленность сможет с этим справиться.
Иван Федяков: Видите ли вы сегодня ниши для собственных торговых марок METRO, которые до сих пор не заняты российскими производителями? В каких категориях испытываете дефицит предложений со стороны поставщиков?
Алексей Григорьев: Политика и стратегия в области СТМ строится довольно сложно. Мы ориентируемся на спрос потребителя. В специфическом случае с METRO это особая история, потому что мы работаем не только и даже не столько с конечными, сколько с профессиональными потребителями. Например, с шеф-поварами гастрономии. Спрашиваем, какие продукты им нужны, вместе тестируем определенные рецептуры и уже после выходим с этим на потенциальных поставщиков, обсуждая, способны ли они произвести эти рецептуры в массовом количестве с надлежащим качеством по разумной цене.
При этом мы нередко замечаем, что СТМ, которые адресованы профессионалам, оказываются востребованы и конечными потребителями. Потому что люди понимают: если определенное молоко или, например, сыр покупают шеф-повара ресторанов, значит, это продукт надлежащего качества и с ним можно поэкспериментировать на своей собственной кухне. Поэтому-то политика private label не привязана к развитию какой-либо определенной категории, это кросс-категорийный процесс.
Говоря об СТМ, отмечу, что мы стараемся наращивать свои частные марки. И многие поставщики, кстати, развиваются, работая с нашими СТМ. Недавно рассказывали интересную историю про одного из производителей сыров, который начал вставать на крыло вместе с нами, а теперь вырос, выйдя с регионального на федеральный уровень, очень уверенно чувствует себя и даже строит вторую производственную линию, планируя расти с нами и дальше.
Поэтому я назвал бы СТМ хорошим способом взаимодействия в том числе и с теми поставщиками, которые еще не вышли крепко на рынок, не осели на нем, которые хотят развиваться, готовы экспериментировать, ведь любой новый продукт – это эксперимент, в диалоге с нами доводить этот продукт до ума, до рынка и дальше продвигать его.
Иван Федяков: Что вы думаете о ситуациях, когда правительство вмешивается в производственный процесс регулированием цен?
Алексей Григорьев: Я хотел бы напомнить, что у нас в течение семи лет падают реальные доходы населения, соответственно, снижается покупательская способность россиян. И на этом фоне мы имеем тенденцию к значительному росту цен на продукты питания, потому что растут в цене топливо, упаковка, сырье и вообще всё. То есть пирог сжимается, и мы вместе с поставщиками попадаем сегодня в очень серьезные ножницы.
Именно поэтому я, к сожалению, вынужден высказать ряд критических замечаний в адрес правительственной политики, потому что государственные институты заходят в эту тему со стороны сдерживания розничных цен, а не со стороны поднятия доходов населения. А это совершенно неправильный подход, поскольку через давление на цены можно добиться лишь конфликта между звеньями всей продовольственной цепочки: мы как ритейлеры или оптовики давим на поставщиков, те давят на своих поставщиков, последние давят на фермеров. Ничего хорошего из этого не получается. Более того, повышение зарплат в сельском хозяйстве на этой почве невозможно. Это пусть в никуда, это путь в тупик. Поэтому нам надо серьезно озаботиться тем, чтобы сдвинуть правительство на путь решения проблемы через рост доходов населения. Только посредством повышения покупательской способности, увеличения внутреннего спроса мы можем развивать потребительский рынок.
Иван Федяков: Да, зачастую, не разобравшись в товаропроводящей цепи и пытаясь давить на последнее ее звено, правительство создает дополнительные проблемы, которых и так хватает производителям. В результате мы пожинаем негативный урожай: банкротства, снижение объемов производства и, как следствие, нехватку продукции с вытекающим из этого ростом цен.
Алексей Григорьев: Я добавил бы еще снижение качества продукции. Потому что производить качественную продукцию «за дешево» невозможно в принципе.
По данным обзора INFOLine «Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2020-2021 гг.»,
в управлении компании «METRO Cash&Carry» в России находится более 90 торговых центров METRO суммарной торговой площадью, достигающей почти 700 тысяч квадратных метров. По итогам I половины 2020/2021 финансового года выручка METRO AG в нашей стране составила 1,21 млрд евро (1,46 млрд евро – за первую половину 2019/2020 финансового года), сопоставимые продажи в рублях выросли на 4%. Значительную долю в рост внес канал e-commerce, который также вырос более чем в три раза. К настоящему моменту в online-канале компания взаимодействует с двумя десятками партнеров. METRO – участник рейтинга INFOLine, включающего в себя десять крупнейших FMCG-ритейлеров, работающих на территории России.
Добавим, что Аналитическая площадка INFOLine
вызвала высокий интерес участников выставки WorldFood Moscow 2021 – как руководителей агропромышленных и производственных компаний, так и представителей торговых сетей и HoReCa.
Запросить видео и презентацию INFOLine c WorldFood Moscow-2021.
В течение двадцати лет специалисты агентства INFOLine занимаются изучением потребительского рынка и к настоящему моменту имеют весомый портфель информационных продуктов.
Проведение экспертами компании ежедневных мониторингов новостей, изучение ими инвестиционной и маркетинговой активности российских и транснациональных компаний позволяет клиентам INFOLine получать доступ к комплексной линейке информационных услуг, к обзорам инвестпроектов, к банкам новинок.
Компетенции специалистов INFOLine уникальны, именно поэтому, занимаясь конференционной деятельностью, они охотно делятся с профессиональным сообществом данными своих мониторинговых и аналитических исследований, дискутируют с лидерами отрасли, прогнозируют тренды и динамику рынков, помогающие компаниям успешно развиваться, корректируя собственные стратегии с учетом экономических и конъюнктурных изменений.
Эксперты агентства бизнес-аналитики INFOLine всегда открыты для сотрудничества. Предлагаем дружить, работать, развивать отношения и двигаться к успеху вместе!
Рекомендуем вам оформить запрос на исследования рынков, подготовленные аналитиками INFOLine. А именно:
«Розничная торговля Food и потребительский рынок России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы развития до 2023 года»
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG Региональная структура РТО, Food и Non-Food. Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2020-2021 гг.»
- Рейтинг торговых сетей FMCG РФ
- Развитие розничной торговли в России
- Государственное регулирование розничной торговли
- Основные события в розничной торговле FMCG
- Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России
За консультацией по материалам WorldFood Moscow ‘2021 и по всем вопросам относительно аналитических продуктов INFOLine вы можете обратиться к нашим специалистам.
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40, retail@infoline.spb.ru.