Дмитрий Зборовский, вице-президент по искусственному интеллекту и эффективности платформы
«СберМаркет» ответил на вопросы в ходе конференции «Гиперскачок онлайн-торговли: новые лидеры и их стратегии». Online-событие организовали ведущее агентство бизнес-аналитики INFOLine и отраслевой портал Retail.ru, 12 августа 2021 года открыв новый деловой сезон. Модераторами мероприятия выступили генеральный директор INFOLine Иван Федяков и руководитель Retail.ru Наталья Марова.
Иван Федяков: Буквально на днях появилась новость о том, что «СберМегаМаркет» (названия у вас очень похожи) запускает доставку из FMCG-магазинов. Получается, что ваши же коллеги решили составить вам конкуренцию? Как этот процесс будет приживаться в семье компаний, которые теперь входят в корпорацию «Сбер»?
Дмитрий Зборовский: Если вы попробуете зайти на «СберМегаМаркет» и заказать что-то из ассортимента FMCG, то увидите, что это просто интегрированная витрина «СберМаркета». В рамках одной системы мы пытаемся увеличить друг другу приток клиентов, а «СберМегаМаркет» к тому же добавил еще один сценарий для своих пользователей. Просто коллеги по-другому отрисовали наш каталог товаров, но все равно заказ и принимаем, и доставляем мы. Так что нет, это не конкуренция.
Иван Федяков: Проект по интеграции витрины очень интересный. Может быть, вы планируете аналогично работать не только с дружественными вам сервисами «Сбера»?
Дмитрий Зборовский: Со всеми планируем, с кем только можем. Сейчас на рынке нет недружественных сервисов. Не мне рассказывать вам про долю проникновения e-grocery в российский food-ритейл – смешную долю: на порядок ниже, чем в любой европейской стране, раз в двадцать меньше, чем в Азии. Поэтому сейчас мы все вместе просто пытаемся развивать рынок.
Сегодня наш главный конкурент – это привычка потребителей ходить в офлайн-магазины. Поэтому «СберМаркет» готов подключать любых партнеров. Вот с «Магнитом» мы недавно запустились – у нас просто сумасшедше успешный проект, растем очень быстро и очень довольны интеграцией.
Иван Федяков: У «СберМаркета» специфическая бизнес-модель – вы, не имея собственного ассортимента, только доставляете заказы. Но при этом работаете с очень широким спектром партнеров, предлагая потребителю объемный продуктовый портфель. Наблюдаете ли вы, что клиенты пользуются ассортиментом разных ритейлеров? Или привыкают к одному магазину и заказывают только оттуда?
Дмитрий Зборовский: Мы видим, что переток из магазина в магазин очень низок – всего 10-15%. Поэтому смело можем говорить, что потребитель любит монобренд, приходит в наш сервис за доставкой товаров из конкретного магазина и редко переходит оттуда в другой гипермаркет.
Что касается отношений с партнерами, стоит отметить, что со временем они становятся только теплее. Сейчас мы ведем с ними плотные технические интеграции, больше стали делиться друг с другом своими знаниями по маркетингу, аналитике, предсказанию остатков. Одним словом, какие-то грани стираются, и ритейлеры уже сами предлагают реализовывать их идеи, запускать новые интересные проекты.
Иван Федяков: У ваших коллег, занимающихся экспресс-доставкой, есть существенное преимущество – низкий порог входа клиента. То есть потребителю несложно решиться на свой первый заказ, поскольку формат «экспресс» позволяет сделать совсем небольшую покупку. Вы же занимаете другую нишу, однако в партнерстве с «ВкусВиллом» начали экспериментировать и с экспресс-моделью. Вы и дальше намерены развивать эту стратегию?
Дмитрий Зборовский: Для нас плановая доставка является базой. И мы хотим, чтобы она осталась значимой частью бизнеса, потому что эта модель позволяет на больших чеках получить больше всего денег. Но вы совершенно правы в том, что с точки зрения приучения клиентов к пользованию сервисом экспресс-модель проще.
Что же будет делать «СберМаркет»? В последнее время мы видим, что наш клиент помолодел, он все чаще стал выбирать быструю доставку, которую мы сначала просто пилотировали. Мы получили сумасшедший спрос на экспресс-сервис, даже несмотря на то, что число магазинов было ограниченным. И все равно люди делали заказы каждую неделю, да и средний чек был не таким низким, как мы прогнозировали.
Сейчас, запуская и расширяя стрим быстрой доставки, мы от недели к неделе видим прирост заказов на 25-30%. Таким образом, сегодня мы имеем уже сотни тысяч доставок. Поэтому если смотреть в среднесрочную перспективу, можно говорить, что мы делаем огромную ставку как раз на экспресс.
Совершенно очевидно, что, работая из средних коробок, мы никогда не сможем конкурировать с супер-экспрессами. Но мы хотим занять такой сегмент, когда с ассортиментом в 10-20 тысяч SKU будет обеспечиваться доставка за 20-40 минут. Это то, что мы будем таргетировать.
В общем, наш ключевой фокус в среднем сроке сведется к развитию быстрой доставки, поскольку видим, что клиент этого очень сильно хочет.
ЧТО НЕ ПОПАЛО В ЭФИР
- Есть ли будущее у услуги Click&Collect?
- Мы запустили систему Click&Collect с METRO в 2020 году. Возможность собрать заказ онлайн и забрать его из магазина по пути домой без необходимости согласования времени с курьером пользуется популярностью у клиентов. Сейчас подключаем к этой услуге других ритейлеров и видим в этом направлении большой потенциал.
- Есть ли перспективы у online-ритейлеров, работающих вне экосистем?
- На рынке уже выделилось несколько лидеров, в числе которых и такие, которые работают внутри экосистемы, и те, кто в экосистемы не входят. Лидерство между этими компаниями будет меняться, а вот вход для новых игроков окажется не прост.
- В самом начале конференции мы оценили рост рынка e-grocery до 10% к 2025 году в целом по России; каков Ваш прогноз?
- Мы ожидаем кратного роста рынка в ближайшие годы.
Запросить ссылку на запись трансляции
По данным исследования «Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail», по итогам I полугодия «СберМаркет» вернул себе II место в рейтинге INFOLine Russia TOP online food retail, закончив отчетный период с выручкой в 21,7 млрд руб. и показав динамику в 223% по сравнению с первой половиной 2020-го. Среднее количество заказов за год тоже выросло в разы – до 41260 единиц, в то время как в середине 2020-го ритейлер получал лишь 9108 заявок в сутки.
INFOLine – первое в стране агентство бизнес-аналитики, обратившее свое внимание на растущий рынок онлайн-торговли. Уникальный обзор «Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail» выходит с 2018 года и ежеквартально пополняется актуальной информацией динамично развивающегося рынка онлайн-ритейла. Клиентами агентства, ежегодно подписывающимися на обзор по Foоdtech, являются ведущие компании FMCG-рынка и e-grocery, крупнейшие производители продуктов питания и товаров повседневного спроса, финансовые институты.
«Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail» по итогам I полугодия 2021 года содержит:
- Рейтинг online-ритейлеров и службы доставки
- Анализ и статистика online-торговли продовольственными товарами
- Государственное регулирование online-торговли
- New! Кейс «Рынок online-торговли и анализ омниканальной стратегии TOP-200 сетей FMCG»
- Динамика рынка online-продаж продовольственных товаров
- Динамика развития online-ритейлеров и служб доставки
Запросить у менеджеров INFOLine демо-версию обзора.
На все вопросы, возникшие у вас относительно обзора или других исследований агентства, ответят наши специалисты.
Тел.: +7 (812) 322-68-48; +7 (495) 772-76-40 или retail@infoline.spb.ru.