В июне 2021 года агентство INFOLine подвело итоги ежегодного отраслевого опроса "Ожидания динамики потребительского рынка в 2021 году", в котором приняло участие более 150 крупнейших производителей потребительских товаров и поставщиков FMCG с годовым объемом продаж более 1 млрд рублей.
Опрос включает сведения об итогах 2020 года, об экспортном потенциале, о доле продаж через сети FMCG, а также о результатах промоакций и влиянии государственного регулирования. Ведущие специалисты дают собственную оценку перспективам развития рынка, эффективности взаимодействия с сетевым ритейлом и прогнозируют объемы и качество собственной работы с e-commerce.
В ходе проведения опроса в зону внимания аналитиков INFOLine попали не только традиционно ключевые показатели ведущих игроков рынка, анкета содержала и вопросы о взаимодействии респондентов с торговыми сетями, интернет-магазинами и маркетплейсами, а также успешность их сотрудничества.
Говоря об основных результатах исследования, необходимо отметить, что около 73% опрошенных INFOLine крупнейших поставщиков FMCG сообщили о росте продаж по итогам 2020 года (на 10% и более этот показатель снизился лишь у 6% респондентов). Прогнозы по динамике продаж на 2021 год весьма оптимистичны, несмотря на финансовые ограничения у потребителей: 85% ожидают роста продаж, 7% – стагнации и только 8% – снижения. Увеличение продаж в денежном выражении в 2021 году будет связано как с восстановительным ростом спроса после пандемии и снятия ограничительных мер, так и с повышением цен на продовольственные товары.
Источник: Исследование INFOLine "Розничная торговля Food и потребительский рынок России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы до 2023 года "
В 2020 году у 53% поставщиков доля продаж через сети FMCG превысила 50%. Рост доли крупнейших ритейлеров вынуждает поставщиков работать над оптимизацией дистрибуторской сети. В 2021 году 58% опрошенных планируют сохранить долю сетей FMCG в продажах на уровне более 50%, и всего лишь 5% планируют, что доля сетей в продажах составит менее 10%.
Основные трудности во взаимоотношениях с сетями были связаны с неадекватностью наценки (на это указали 45%) и со слабым учетом рекомендаций поставщиков относительно цены на полке (34%). Также, несмотря на развитие партнерства между крупнейшими сетями и поставщиками, наибольшие сложности во взаимоотношениях возникают именно в ситуациях, когда сети недостаточно глубоко учитывают интересы поставщиков, на это указали 37%.
В условиях тренда на омниканальность и существенного роста в 2020 году online-продаж и маркетплейсов, динамично расширявших список партнеров и количество SKU в категориях FMCG, до 44% выросла доля поставщиков, выделивших работу сети с новинками как значимый фактор успешности сотрудничества.
В 2020 году и начале 2021 года влияние государства на потребительский рынок и розничную торговлю FMCG существенно усилилось. Продолжилось развитие системы маркировки товаров, введено государственное регулирование цен на сахар и подсолнечное масло, усилился контроль за отношениями между сетями и поставщиками. Каждый пятый респондент (20% опрошенных) назвал законодательные ограничения фактором, наиболее сильно препятствующим развитию компании.
Более детально об этом, а также об эффективности промоакций, о поведении потребителей, взаимодействии крупнейших поставщиков с маркетплейсами, об особенностях работы с торговыми сетями, о факторах, препятствующих развитию продаж на профессиональном рынке, можно узнать из нашей полной версии результатов опроса, которая доступна в Обзоре "Розничная торговля Food и потребительский рынок России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы до 2023 года".
Обзор "Розничная торговля Food и потребительский рынок России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы до 2023 года" содержит:
- Структурированное описание и анализ тенденций и перспектив развития рынка FMCG
- Фазы развития розничной торговли
- Сценарные прогнозы развития отрасли до 2023 года, разработанные специалистами INFOLine
- Конъюнктурный опрос крупнейших поставщиков FMCG: итоги 2020 года, прогноз на 2021 год
- Рейтинги торговых сетей FMCG (TOP-10) по финансовым и операционным показателям
- Рейтинги торговых сетей FMCG (TOP-5) в разрезе форматов торговли (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, специализированные сети (сегменты "алкоголь" и "мясная продукция")
- Капитализация публичных сетей
- Развитие online и foodtech торговыми сетями и взаимодействие с сервисами доставки
- Справки по крупнейшим ритейлерам FMCG России
Информация о продуктах INFOLine по рынку FMCG Вы найдете на сайте retailtop.ru!
Контакты для получения подробной информации о продуктах INFOLine: +7(812)322-6848 и +7(495)772-7640, retail@infoline.spb.ru.
INFOLine выражает признательность всем участникам опроса. Отчет о полученных аналитическим агентством данных респонденты получат в ближайшее время.