20 мая Правительство РФ утвердило запуск балльной системы оценки уровня локализации в судостроительной отрасли, обеспечивающей новый механизм подтверждения производства промышленной продукции на территории России и направленной на ускорение процессов импортозамещения и развитие отрасли.
Каждой категории комплектующих присвоен балл, величина которого определяется пропорционально стоимости и сложности оборудования. Принятое Постановление утверждает методику признания продукции российской, что является важным условием для участников судостроительной отрасли, так как соответствие требованиям локализации открывает доступ к инструментам господдержки, в том числе к целевым субсидиям.
Согласно Исследованию «Судостроительная промышленность России. Итоги 2020 года. Прогноз до 2025 года», для российского рынка судового комплектующего оборудования характерен высокий уровень зависимости от импорта: по основным категориям его доля составляет от 40% до 90%. В отношении комплектующих изделий наиболее ярко выражена зависимость в главных и вспомогательных двигателях, турбонагнетатях, оборудовании, обеспечивающем соблюдение экологических норм (системы обработки балластных вод, скрубберы, сепараторы нефтесодержащих вод). Относительно лучше, хотя и не без проблем ситуация с производством в России навигационного и радиооборудования, систем электронной картографии, систем пожаротушения, швартовых и рулевых устройств (брашпили, лебедки, гребные валы).
Стоит отметить, что в мейкерс-лист в судостроительной промышленности России состоит из более 1000 позиций, в то время как корейский, например, из 100 позиций. Так, в АО «ОСК» продолжается работа по созданию универсального мейкерс-листа и включению в него российских производителей, участвующих в программах импортозамещения и локализации, что позволит снизить количество ошибок при проведении закупок, повысит эффективность закупочной деятельности, снизит себестоимость и повысит серийность заказов СКО у российских поставщиков. По итогам 2020 года в мейкерс-лист ОСК вошли 113 российских производителей СКО.
Динамика количества гражданских судов тоннажем более 50 тонн, построенных в 2011-2021 гг., ед.
Источник: База данных INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях России»», Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2020 года. Прогноз до 2025 года»
В последние годы в России наблюдается рост производства гражданской судостроительной продукции: с 2011 года среднегодовой темп роста составил более 12%
в денежном выражении. Необходимость обновления устаревших и списываемых судов морского и речного флота, государственная поддержка строительства судов и формирования спроса на новые заказы, перспективы реализации крупных транспортных и нефтегазовых проектов создают предпосылки для развития российского гражданского судостроения, а как следствие и для рынка СКО. Для отслеживания статуса строящихся судов, заключения новых судостроительных контрактов, предлагается База данных «Заказы на строительство судов на верфях России», которая с 2021 года дополнена ежеквартальной аналитической презентацией с итогами развития судостроения России.
Получить текст Постановления о введении балльной системы локализации
Вы можете, обратившись по электронной почте transport@infoline.spb.ru
или телефонам (495) 772-76-40, (812) 322-68-48 добавочный 112
Справка:
INFOLine выпускает исследования и базы данных по судостроительной отрасли c 2006 года. Клиентами являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта Звездочка, Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие. Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ.
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2020 года. Прогноз до 2025 года» представляет собой комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли в России, содержит ретроспективные данные с 2011 года по динамике и объемам строительства и ремонту судов на предприятиях России, операционные и финансовые показатели крупнейших судостроительных компаний. Также Исследование включает долгосрочный прогноз направлений развития отрасли и общего спроса на продукцию различных сегментов судостроения до 2025 года.
База данных «Заказы на строительство судов на верфях России» содержит записи о строящихся судах с указанием предприятия, на котором ведется строительство, холдинга, к которому относится это предприятие, заказчика строительства с указанием его государственной принадлежности, типа заказа (военный/гражданский), типа судна, дедвейта, тоннажа, совокупной стоимости заказа, плановых сроков сдачи заказчику и текущего состояния заказа. С 2019 года в базе также приводится информация по разработчикам проектов строящихся судов.
С 2021 года в состав базы данных входит предоставление ежеквартальной аналитической презентации.