Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine представил десятку лидеров сетей FMCG. Аналитический доклад, включавший в себя рейтинг топ-10, прозвучал в ходе сессии «Три ударные стратегии продаж 2021-2022!» в рамках всероссийского форума «Поставщик в сети».
Источник: INFOLine
Пандемия Covid-19 и сопутствующие ей катаклизмы отразились на потребительском рынке России, консолидация которого резко ускорилась: в 2020 году впервые в современной истории России на 200 крупнейших торговых сетей FMCG пришлось больше половины оборота розничной торговли продуктами питания, при этом на первую десятку рейтинга сетей FMCG - более 37% рынка.
Ускорение консолидации было связано со способностями федеральных и крупных региональных сетей дольше остальных сохранять цены в условиях возросшей инфляции, с большей инвестиционной активностью в обновление торговых объектов и открытие новых, с ростом доли СТМ в ассортименте, а также с другими причинами.
Свою роль сыграло и бурное развитие online-торговли продовольственными товарами (рост в 3,6 раза). Одним из драйверов развития online-продаж стало как общее, так и ситуативное (в условиях пандемии) снижение интереса покупателей к гипермаркетам. К заметным преобразованиям форматов, на котором сконцентрировались ритейлеры, можно также отнести трансформацию магазинов – как правило, в пользу сокращения их торговых площадей и сужения зон для продажи непродовольственных товаров.
Доля топ-10 крупнейших торговых сетей FMCG на рынке розничных продаж продовольственных товаров России резко выросла с 33,3% в 2019 году до 37,4% в 2020-м. динамика выручки ускорилась, составив 12,9% против 9,9% годом ранее.
Из макропараметров следует отметить:
- совокупные продажи топ-10, в 2020 году превысившие 6,1 трлн руб. (рост 12,9%),
- количество торговых объектов - более 56 тыс. магазинов,
- совокупную торговую площадь - более 22 млн кв. м.
X5 Retail Group сохранила и упрочила лидерство с темпом роста выручки в 14,2%. И это - невзирая на неравномерность показателей в своих сетях: "Пятерочка" ускорила рост розничной выручки на 2,8 п.п. до 16,9%, в то время как «Перекресток» замедлил динамику на 1 п.п. до 17,3%, а «Карусель» и вовсе снизила выручку на 36,3%.
В целом все лидеры рейтинга, которые стали основными бенефициарами всплеска спроса в марте-апреле 2020 года, продолжили динамичный рост и увеличили собственную долю на рынке: "Магнит" – на 13,3% до 1510 млрд руб. без НДС, DKBR Mega Retail Group Limited (ГК "Дикси", ГК "Красное&Белое", "Бристоль") – на 18,4% до 950 млрд руб.
Основной причиной наблюдаемого роста стал, конечно же, локдаун. Если раньше более 2 трлн рублей россияне расходовали на посещение кафе, ресторанов, баров, закусочных, то в 2020 году существенную часть этих средств они были вынуждены «положить» в продуктовую корзину магазинов, чтобы обеспечить себя домашним питанием в условиях закрытия объектов общепита, в ситуации самоизоляции, в формате удаленных работы и учебы. Повышенный спрос наблюдался не только перед локдауном и в период действия жестких ограничительных мер, но и после снятия запретов, что естественно привело к увеличению домашнего потребления.
Кроме того, побочным эффектом самоизоляции оказалось существенное снижение реальных доходов населения (с зачастую не просматривающимися перспективами улучшения ситуации). Это заставило многих включить режим жесткой экономии семейных бюджетов и закупать продукты с товарами первой необходимости исключительно в магазинах крупных ритейлеров, способных предложить низкие цены и привлекательные промо-акции.
Этими же причинами можно объяснить и феноменальный - на 38,8% - рост выручки «Светофора». На рынке FMCG-сетей дискаунтер продемонстрировал самый крутой взлет этого показателя и, удовлетворяя запрос наименее обеспеченных слоев населения на доступные продукты, стал вторым по открытию новых торговых площадей. В результате по итогам 2020 года «Светофор»
поднялся в рейтинге на одну ступень и занял VII место.
Сеть «Мария-Ра», хотя и нарастила выручку на 8,5% по итогам 2020 года, все же выбыла из топ-10 сетей FMCG, уступив Х место «ВкусВиллу», выручка которого в 2020 г. увеличилась на 38,3%. Успех «ВкусВилла» можно объяснить быстрой адаптацией сети к изменяющимся условиям и активным развитием online-продаж.
В 2021 году консолидация рынка продолжится, поскольку факторы, определяющие этот процесс, с окончанием 2020 года не прекратили своего влияния. Расширится категория интернет-покупателей, и эту аудиторию сумеют имплементировать в свои продажи только крупные сети. В качестве ответа на «бережливое» потребление получит активное развитие производство и внедрение сетями собственных торговых марок.
Детальная информация о показателях FMCG-сетей из топ-10 и другие аналитические данные содержатся в исследованиях агентства INFOLine.
"Розничная торговля Food и потребительский рынок России 2021 года. Итоги 2020 года и перспективы развития до 2023 года"
-
Показатели розничной торговли.
-
Показатели розничной торговли FMCG.
-
Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG.
-
Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail.
-
Крупнейшие сети FMCG России Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
-
Региональное развитие розничной торговли FMCG Региональная структура РТО, Food и Non-Food. Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам.
-
Состояние рынка торговых центров.
Ежемесячный обзор "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2020-2021 гг."
-
Рейтинг торговых сетей FMCG РФ.
-
Развитие розничной торговли в России.
-
Государственное регулирование розничной торговли.
-
Основные события в розничной торговле FMCG.
-
Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России.
Запросить содержание исследования и специальное предложение!
Узнать подробную информацию о продуктах INFOLine можно по телефонам: +7(812)322-6848 и +7(495)772-7640 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru.