В конце 2020 – начале 2021 гг. ситуация на потребительском рынке продолжила стабилизироваться: РТО Food в январе 2021 г. снизился на -1%, что стало минимальным значением за последние 10 месяцев, а РТО Non Food впервые с апреля 2020 г. продемонстрировал положительную динамику – 0,9%.
За 2020 г. количество объектов TOP-200 сетей FMCG выросло на 4,2 тыс. и продолжило увеличиваться в 2021 г., составив на конец февраля более 75,2 тыс. Чистый прирост площади TOP-200 сетей за 2020 г. сократился на 45,5% до 1,07 млн. кв. м, что является наименьшим показателем, как минимум с 2011 года. Продолжает наблюдаться тенденция сокращения средней торговой площади, в связи с ростом популярности малых форматов и большим количеством закрытий гипермаркетов: за 2020 г. количество закрытий увеличилось на 75,5%. В сложивших условиях ритейлеры, развивающие формат гипермаркет сконцентрировались на развитии online-продаж и трансформации торговых объектов. Более подробная информация о трансформации формата гипермаркет представлена в кейсе "Тенденции и показатели формата гипермаркет в 2020 году".
Наиболее высокие темпы роста выручки продемонстрировали сети дискаунтеров и магазинов у дома. Так, "Пятерочка" в 2020 г. нарастила выручку на 16,9%, а магазины "Магнит" – на 13,8%. Сокращение продаж наблюдалось только у Auchan и, кроме влияния пандемии и сокращения трафика в ТЦ, было связано с закрытиями в 2020 г. 11 магазинов у дома, 7 гипермаркетов, 4 супермаркетов. Сеть "Мария-Ра", хоть и показала положительную динамику выручки, выбыла из TOP-10 сетей, уступив место сети "ВкусВилл", выручка которой в 2020 г. выросла на 38,3%. По итогам 2020 г. доля ТОП-10 крупнейших сетей FMCG выросла на 4,1 п.п. до 37,4%.
Ускорение консолидации связано с более стабильными поставками продуктов питания у федеральных сетей и доступными ценами из-за долгосрочных контрактов, а также с активным развитием online-торговли. Более подробная информация о показателях рынка представлена в обзоре "Розничная торговля Food и потребительский рынок России" за IV
кв. 2020 г., который содержит следующие разделы:
-
Ограничительные меры в период пандемии новой коронавирусной инфекции
-
Показатели розничной торговли и потребительского рынка
-
Ключевые события розничной торговли
-
Показатели розничной торговли FMCG
- Количество и площадь TOP-200 сетей FMCG
- Динамика инвестиционной активности TOP-200 сетей FMCG
- Структура торговых площадей TOP-200 сетей FMCG по форматам
- Рейтинг и показатели публичных торговых сетей FMCG
- Курсы акций и капитализация публичных сетей FMCG
- Ввод РЦ сетей FMCG
- Отставки и назначения в IV кв. 2020 г.
- Крупнейшие сделки M&A 2019-2020 гг.
- Кейс "Тенденции развития формата гипермаркет в 2020 г."
-
Online и foodtech
-
Бизнес-справки по крупнейшим сетям FMCG
-
Региональное развитие розничной торговли FMCG
-
Состояние рынка торговых центров
Динамика прироста площадей TOP-200 сетей FMCG РФ (без учета ритейлеров, сокративших площади), тыс. кв. м
Источник: INFOLine
В феврале - марте 2021 г. сети FMCG продолжили развитие. X5 Retail Group открыла первый "Чижик" за пределами Москвы и Московской области – в Твери и запустила логистический хаб в Новороссийске торговой площадью 18 тыс. кв. м, который ориентирован на обработку импортной продукции. "Лента" открыла новый гипермаркет в Казани, торговой площадью 5,7 тыс. кв. м и объявила о заключении сделки с X5 Retail Group по приобретению гипермаркета "Карусель" в г. Дмитрове Московской области. "ВкусВилл" вышел в Краснодарский край и Карелию, а "Спар Томск" – в Новосибирск. Fix Price 10 марта 2021 г. начала торги глобальными депозитарными расписками (GDR) на Лондонской и Московской биржах. Капитализация компании составила 8,3 млрд. долл., а объем размещения – 2 млрд долл. Сделка стала крупнейшим российским IPO с 2012 года. Об этих и других тенденциях рынка розничных продаж продовольственных товаров вы можете прочитать в ежемесячном обзоре "Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России" за февраль 2021 года, который содержит следующие разделы:
-
Рейтинг торговых сетей FMCG РФ
-
Развитие розничной торговли в России
-
Государственное регулирование розничной торговли
-
Основные события в розничной торговле FMCG
-
Кейс "Тенденции и показатели формата гипермаркет в 2020 году"
-
События и планы развития TOP-200 торговых сетей FMCG
Для клиентов INFOLine действует специальное предложение на приобретение и подписку "Розничная торговля Food и потребительский рынок России" и "Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России"! Узнайте подробности по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru