По итогам 2011 года, оборот розничной торговли составил более 19 трлн. рублей, увеличившись на 7,2% к 2010 г. По данным обзора агентства INFOLine, «Рейтинг торговых сетей FMCG РФ», второй год подряд Россия становится крупнейшим розничным рынком Европы. На розничную торговлю нашей страны с каждым годом все большее влияние оказывает макроэкономическая ситуация. Причем воздействие происходит как фактическое – сокращение темпов роста доходов населения, увеличение безработицы, изменение условий финансирования бизнеса банками и т.д., так и психологическое – потребители откладывают решение о долгосрочных покупках, увеличивают накопления и т.д. Чтобы оценить перспективы развития отрасли, в рамках форума «Food Business Russia 2012», организованного компанией BBCG, была проведена дискуссия «Экономическая ситуация и прогнозы ее развития». Модератором обсуждения выступил генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
В докладе Ивана Федякова были озвучены первые итоги года. Так, по информации INFOLine, на 10 субъектов Российской Федерации приходится более 50% розничного оборота. Доля Московского региона в региональной структуре розничного товарооборота РФ сокращается, а темпы его роста в ушедшем году составили 6,6%, что ниже средних по стране показателей. Примечательно и то, что, по предварительным данным INFOLine, в 2011 году впервые в современной истории Санкт-Петербург уступил свое место по обороту Свердловской области. В своем выступлении генеральный директор INFOLine пояснил, что это стало следствием продолжения положительной динамики роста Свердловской области (+12%) и слабых показателей Петербурга (+3,6%). Из крупнейших регионов наиболее скромный рост продемонстрировали Самарская область (+0,9%) и Челябинская область (+1,7%), сообщил эксперт.
По мнению Игоря Николаева, директора Департамента стратегического анализа компании ФБК, падение темпов роста в розничной торговле продуктами питания шло с определённым запаздыванием (3-4 месяца) от динамики основных макроэкономических показателей. «Сейчас все больше появляются свидетельства «второй» волны кризиса. По предварительным данным, в 8 странах Европы итоги 2011 года зафиксируют снижение розничного товарооборота за год».
По данным Натальи Барышниковой, руководителя департамента по работе с предприятиями розничной торговли, Индекс потребительского доверия Nielsen в России в III квартале 2011 г. поднялся на семь пунктов по сравнению со II кварталом — вопреки всем мировым трендам, но уже по итогам IV квартала опустился ниже уровня II квартала. В результате, по многим видам товаров, таких, как пиво, крепкий алкоголь, сигареты и др., не достигнуты обороты 2009 года.
По итогам 2011 года, специалисты INFOLine свидетельствуют, что российские сети растут значительно быстрее международных сетей, работающих в нашей стране. Более того, такие ритейлеры, как Магнит, Х5 Retail Group, Дикси, Лента, О’Кей, за последние 2 года почти удвоили свои обороты. «Тем не менее, в 2012 году сети столкнутся с новыми вызовами», считает Иван Федяков. По мнению генерального директора INFOLine, «нестабильность макроэкономической ситуации в стране, высокая конкуренция в регионах присутствия, жесткий отпор от уже достаточно эффективно работающих региональных сетей и - главное - отсутствие предпосылок для роста доходов населения» - существенно изменят отрасль в ближайшие 2-3 года. «Искренне хочется верить, что от этих изменений выиграют потребители и качество обслуживания, и качество продуктов питания должно кардинально повыситься», заключает эксперт.