Организаторами мероприятия выступили Министерство промышленности и торговли РФ и Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла. Информационно-аналитическое агентство INFOLine – генеральный аналитический партнер мероприятия.
Модераторами обсуждения стали: Генеральный директор INFOLine Иван Федяков и Вице-Президент – начальник Центра по развитию бизнеса с компаниями торговли и фармацевтики Газпромбанка Наталья Ляхович. Спикерами экспертной сессии выступили участники рынка и представители региональных властей:
-
Максим Онищенко, Исполнительный директор розничной сети «Табрис» (Краснодар и Краснодарский край, Новороссийск);
-
Георгис Асланди, Исполнительный директор МД ТАВР «Мясные Лавки» (Ростов-на-Дону и Краснодар);
-
Ирина Теларова, Директор департамента потребительского рынка Ростовской области
-
Александр Кузнецов, Заместитель руководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
Вступлением к разговору стало выступление Ивана Федякова, руководителя ИА INFOLine. Он отметил основные статистические итоги 2020 года для рынка ритейла двух федеральных округов. Наиболее значимые цифры состоят в следующем:
-
доля ЮФО и СКФО в федеральном обороте розничной торговли – 10% и 5%, соответственно;
-
в денежном выражении оборот составляет 3,5 трлн. руб. и 1,6 трлн руб.;
-
рост оборота в СКФО составляет 1%, что заметно ниже среднего по России (1,6%);
-
аналогичный показатель по ЮФО равняется 2,2%, что выше среднего по стране.
Больше материалов о «Неделе ритейла», включая презентацию, разработанную специалистами INFOLine, размещено на сайте агентства. Контактные данные: +7 812 322-68-48, +7 495 772-76-40 и retail@infoline.spb.ru
Далее к обсуждению подключился второй модератор – Наталья Ляхович, Вице-Президент Газпромбанка. Первым на ее вопросы ответил Георгис Асланди, руководитель Тавровских мясных лавок. Он отметил такие важные для регионального ритейла моменты:
-
локдаун повлиял на торговую сеть, скорее, положительно, хотя изначально было сложно;
-
покупатели предпочитают местную продукцию;
-
ограничения привели к появлению новых форматов сотрудничества. Например, в пиковые моменты кризиса торговая сеть предоставляла площади для реализации продукции заведениям общепита, которые не имели других каналов сбыта;
-
в отношении мер господдержки: особенно важную роль сыграла помощь не столько финансовая, сколько координационная – в этой области наблюдается полное взаимопонимание с региональными властями;
-
говорить о быстром развитии интернет-торговли конкретно по отношению к бренду «Мясные лавки» сложно из-за специфики продукции.
Спикер отдельно упомянул об уходе потребителей в более дешевый сегмент рынка – мясо птицы. Это стало самым очевидным проявлением снижения покупательной способности населения. В планах торговой сети дальнейшее увеличение оборотов торговли, в том числе – за счет открытия новых магазинов.
Вторым из непосредственных участников рынка выступил Максим Онищенко, один из руководителей ТС «Табрис». Спикер выделил несколько важных итогов 2020 года:
-
минимальное негативное влияние ограничительных мер на продуктовую розницу;
-
большая часть ассортимента формируется местными производителями;
-
серьезных изменений в схеме работы с поставщиками не произошло;
-
хорошая координация в работе местных властей и бизнеса, в том числе – по созданию эффективной площадки для контактов между поставщиками, ритейлерами и контролирующими структурами;
-
рост интернет-продаж для продовольственных товаров отмечался только во время самого строгого карантина;
-
снижение доходов населения выразилось в повышенном внимании к акционным товарам;
-
другое следствие ограничительных мер – рост среднего чека за счет более редкого посещения магазинов.
Максим Онищенко выделил несколько направлений работы, которым будет уделено особое внимание в 2021 году. Главные из них – дальнейшее развитие интернет-торговли и доставки продуктов, акцент на увеличении доли экологически чистого продовольствия, расширение ассортимента посредством добавления ститфуда. Стратегические важный аспект работы – дальнейшее совершенствование и более активное использование программы лояльности компании.
В завершающей стадии обсуждения выступили представители региональных властей. Ирина Теларова, Директор департамента потребительского рынка Ростовской области, отметила важно эффективного взаимодействия местных министерств и контролирующих ведомств с бизнесом. Только такой подход позволил областному рынку ритейла относительно быстро восстановиться в условиях действия ограничительных и карантинных мер.
Хотя общего падения избежать не удалось. Оборот розничной торговли по итогам 9 месяцев составил 95% к прошлому году. Спикер отметила, что вторая волна пандемии не позволит исправить ситуацию и выйти на рост за оставшийся квартал.
Особенно сложная ситуация в непродовольственном сегменте торговли. Еще одним негативным проявлением становится сокращение количества субъектов малого и среднего бизнеса.
Схожие выводы по итогам 2020 года сделал Александр Кузнецов, Заместитель руководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края. Из региональной специфики спикер выделил несколько моментов.
Первый – лидирующие позиции «Магнита». Второй – сельскохозяйственная ориентация края. Третий – серьезное развитие курортного сектора экономики. Такое сочетание, с одной стороны, привело к серьезным проблемам в период начального введения ограничительных мер. Но с другой, большая часть негативных прогнозов не оправдалась, что позволяет оценить ситуацию в регионе как удовлетворительную.
На официальном сайте ИА INFOLine можно найти самые разные информационные материалы о «Неделе Ритейла» и других тематических мероприятиях. Интернет-ресурс содержит большое количество аналитических исследований и обзоров, включая:
Готовы обсудить условия сотрудничества любым удобным способом – по телефону (+7 495 772-76-40 или (+7 812 322-68-48), email (retail@infoline.spb.ru).