Организаторами мероприятия выступили Министерство промышленности и торговли и РАЭРР (Российская Ассоциация Экспертов Рынка Ритейла). Информационно-аналитическое агентство INFOLine – генеральный аналитический партнер мероприятия.
Модератором обсуждения выступил генеральный директор информационно-аналитического агентства Иван Федяков. Спикерами заседания стали:
-
Максим Останин, замминистра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
-
Наталья Ляхович, Вице-Президент - начальник Центра по развитию бизнеса с компаниями торговли и фармацевтики, Газпромбанк (АО);
-
Анжела Рябова, Генеральный директор ТС «Красный Яр» (Красноярск);
-
Ярослав Шиллер, Исполнительный директор сетей «Слата», «ХлебСоль» (Иркутск).
Первым выступил модератор беседы Иван Федяков. Он отметил несколько важных статистических фактов, наглядно характеризующих рынок ритейла Сибирского федерального округа. Его годовой объем – почти 3 трлн. руб. (доля в масштабах страны – 9%). Рост по сравнению с прошлым годом составил 2,9%, что в 1,8 раза выше, чем в среднем по России. Докладчик отметил лучшую, чем в целом по стране ситуацию на рынке ритейла. Больше информации о выступлении генерального директора INFOLine и презентацию можно получить на сайте
информационного агентства. Контакты для связи: +7 812 322-68-48, +7 495 772-76-40 и retail@infoline.spb.ru.
Следующим спикером стал Максим Останин, который рассказал о ситуации в ключевом регионе СФО –Новосибирской области. Главные моменты выступления:
-
на территории субъекта РФ работает более 12,3 тыс. магазинов в сегменте сетевого ритейла при общем количестве торговых точек в 30 тыс.;
-
доля области в валовом продукте СФО – более 15,5%;
-
численность занятых в сфере торговли – 264 тыс. человек;
-
более 5 тыс. рейдов, проведенных в период действия ограничительных мер.
Общий вывод выступления – снижение количества чеков при увеличении среднего размера. В целом стабильная ситуация на рынке сетевого ритейла и постепенная балансировка офлайн- и онлайн-торговли.
Далее слово получила Анжела Рябова, руководитель красноярской торговой сети «Красный Яр». Первый высказанный тезис – текущее состояние торговой сети оценивается как нормальное. Дискаунтеры пережили локдаун без проблем, гастрономам пришлось сложнее.
Другими важными моментами выступления стали:
-
важное значение приобрела ориентация не местного производителя, которую по достоинству оценили покупатели;
-
отношения с большей частью поставщиков приобрели более долгосрочный характер, что выгодно обеим сторонам;
-
серьезную помощь оказало тесное и конструктивное сотрудничество с профильным министерством Красноярского края;
-
какой-либо другой государственной поддержки торговой сети не требуется;
-
наметилась четко выраженная рационализация потребления.
Общий вывод спикера: региональный ритейл имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Главное для этого – понимать потребности местного покупателя и подстраиваться под них. Важный дополнительный нюанс – необходимость активного внедрения интернет-торговли. Лучший вариант сотрудничества с покупателем – так называемое «бесшовное» обслуживание всеми возможными способами с единой программой лояльности.
В планах торговой сети продолжать открытие новых магазинов и сохранить стабильные темпы роста на уровне 15-20% в год. Особое внимание – дискаунтерам, которые доказали эффективность работы в непростых условиях ограничительных мер. Открытие супер- и гипермаркетов в сегодняшних условиях требует точечного подхода и тщательного предварительного анализа.
Следующим спикером стал Ярослав Шиллер, руководитель двух торговых сетей Иркутска «Слата» и «ХлебСоль». Отвечая на вопросы модератора, он отметил негативное влияние ограничительных мер на работу компании. Общая тенденция аналогична отмеченной выше: дискаунтеры продолжают работать в плюс, супермаркеты на какое-то время стали минусовыми.
Докладчик выделил несколько важных особенностей работы в период локдауна:
-
увеличение роли мелких и средних поставщиков, с которыми намного проще и выстраивать сотрудничество;
-
огромное значение социальных аспектов работы ритейла для небольших и маленьких населенных пунктов;
-
помощь со стороны государства, позволяющая выполнять озвученную выше социальную функцию;
-
рост значения грамотной оптимизации собственных расходов, что особенно важно на фоне падения доходов потенциальных покупателей.
В планах обеих торговых сетей – и «Слата», и «ХлебСоль» - продолжать развиваться и увеличивать объемы продаж, в том числе - за счет открытия новых магазинов. Наиболее предпочтительным форматом сегодня стали дискаунтеры, что подтверждает мнение предыдущего спикера. Супер- и гипермаркеты имеет смысл открывать исключительно в крупных городах с очень тщательным подбором локации. Важным направлением работы на следующий год, по мнению спикера, станет создание полноценного маркетплейса.
На официальном сайте ИА INFOLine размещены разнообразные информационные материалы о прошедшей в конце прошлого года «Неделе Ритейла». Интернет-ресурс содержит большое количество аналитических исследований и обзоров. В числе наиболее востребованных:
Готовы обсудить условия сотрудничества любым удобным способом – по телефону (+7 495 772-76-40 или (+7 812 322-68-48), email (retail@infoline.spb.ru) или при личной встрече в офисе информационного агентства.