Агентство INFOLine считает, что пересмотр налоговых льгот для нефтяных компаний с 1 января 2021 года приведет к значительной потере ими денежных потоков и корректировке инвестиционных программ не только в сегменте добычи, но и в переработке нефти.
Согласно Закону №342-ФЗ от 15.10.2020 г., с 1 января 2021 года будет отменена часть льгот по НДПИ и экспортной пошлине для добычи высоковязкой нефти и разработки выработанных месторождений, а также повышена нагрузка по налогу на дополнительный доход (НДД). Это принесет в бюджет дополнительно до 290 млрд руб. в год, однако затронет как нефтедобывающую, так и нефтеперерабатывающую отрасли: в частности, сделает часть проектов, связанных с высоковязкой нефтью, неэффективной, снизит или даже остановит добычу на таких месторождениях и, соответственно, сократит поставки на НПЗ; кроме того, повышение НДПИ повлечет за собой рост внутренних цен на нефть, уменьшение рентабельности переработки и корректировку инвестиционных программ НПЗ.
Анализ инвестиционных проектов российских НПЗ и перспективы их реализации представлены в Исследованиях INFOLine «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2020 года. Итоги 2019 года и перспективы развития до 2022 года» и "Крупнейшие инвестиционные проекты нефтегазовой промышленности России. Проекты 2020-2023 годов".
В России вертикально-интегрированные компании (ВИНК) направляют значительно больше средств на модернизацию НПЗ, чем независимые компании. По состоянию на 2020 год в стране действует 28 соглашений о модернизации НПЗ, в том числе 12 заключенных в 2011 году между ФАС России, Ростехнадзором, Росстандартом и ВИНК (ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК–ВР», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина, ОАО «НК «Альянс», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «НГК «Славнефть», ПАО «Газпром», ПАО «НК «РуссНефть», ОАО «НЗНП»), и 9 с участием компаний средней мощности (АО «Нефтехимсервис», ОАО «НЗНП», ООО «Афипский НПЗ», АО «ТАНЕКО», ПАО «Орскнефтеоргсинтез», АО «Антипинский НПЗ», ООО «Марийский НПЗ», ООО «Ильский НПЗ», ООО «Славянск ЭКО»), которые в 2018 году обязались модернизировать свои перерабатывающие мощности в обмен на получение обратного акциза в рамках завершения налогового маневра. Речь идет о 134 установках вторичной переработки нефти, которые реконструируются или строятся ВИНК и независимыми компаниями, общей мощностью до 100 млн тонн нефти. Среди них – модернизация УЗК на Омском НПЗ, строительство комплекса глубокой переработки нефти на Ярославском НПЗ, ввод в эксплуатацию установки изомеризации и КЗК на Нижегородском НПЗ, строительство комплекса установок каталитического крекинга мазута на Яйском НПЗ, комплекса гидрокрекинга и установки по производству водорода на Афипском НПЗ и др.
Соглашения о модернизации НПЗ, подписанные компаниями в 2011 г. и в 2018 г.
Источник: Анализ INFOLine по данным Минэнерго РФ
По четырехсторонним соглашениям с профильными ведомствами от 2011 года, ВИНК должны были завершить модернизацию своих НПЗ в 2015 году, инвестировав около 1 трлн руб., однако налоговые маневры со стороны государства привели к замедлению и отсрочке инвестиций в этом секторе: сроки были перенесены сначала на 2020 год, а затем на 2022 год, в то же время объем инвестиций уже в 2019 году вырос на 40% от первоначальной суммы.
Строящиеся и реконструируемые установки первичной и вторичной переработки нефти, ед.
Источник: Анализ INFOLine
В 2020 году, с увеличением налоговой нагрузки в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, нефтеперерабатывающие предприятия демонстрировали убыточность. Согласно базовому прогнозу INFOLine, налоговый маневр снизит рентабельность переработки нефти ВИНК и приведет к закрытию некоторых мини-НПЗ. Все НПЗ – и ВИНК и независимых компаний – могут столкнуться с дефицитом финансирования с учетом налоговых изменений, предполагающих ухудшение их экономики. В этих условия модернизация российских нефтеперерабатывающих заводов затянется, как минимум, до 2025-2027 годов и потребует определенной корректировки объемов инвестиций.
Получить краткую версию и узнать об условиях приобретения полной версии Исследования INFOLine «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России 2020 года. Итоги 2019 года и перспективы развития до 2022 года», а также обзора «Крупнейшие инвестиционные проекты нефтегазовой промышленности России. Проекты 2020-2023 годов» можно, обратившись по электронной почте TEK@infoline.spb.ru или по телефону +7(812)322-68-48.