На фоне ужесточения конкуренции и насыщения рынков развитие сегмента свежих и скоропортящихся продуктов и производство собственных торговых марок сегодня для ритейлеров должны выйти на первый план, т.к. работа в этих направлениях позволит влиять на лояльность потребителя, сохраняя при этом операционную эффективность. Такое мнение выразил генеральный директор INFOLine Иван Федяков в своем выступлении, открывшем рабочую программу бизнес-форума FRESH FOOD RUSSIA. Мероприятие, организованное компанией Business to Business Conference Group, прошло 10-11 ноября 2011 года в столичном отеле Hilton Leningradskaya.
В этом году в рамках FRESH FOOD RUSSIA участники форума обсудили свежие концепции организации собственного производства в магазине и на уровне сети, технологические и организационные решения в рамках борьбы с просрочкой, задачи безопасного хранения и транспортировки свежих продуктов и ряд других насущных вопросов развития Fresh в России.
В своем выступлении в рамках форума генеральный директор INFOLine прежде всего описал текущую ситуацию на рынке. Иван Федяков отметил ряд положительных моментов в текущем развитии розничной торговли в России, таких как рост кредитования и активные траты населением на приобретение товаров. Так, по данным INFOLine, прирост розничной торговли с начала 2011 года составляет 6,2%. Генеральный директор INFOLine подчеркнул, что положительная динамика наблюдается в текущем году в том числе и в сегменте Non-Food, подвергшемся наибольшему сокращению в период кризиса. Кроме того, за последние 2 года почти на 60% увеличился объем вкладов населения, превысив 10 трлн.рублей – сумму, сопоставимую с годовым оборотом розничной торговли, отметил Иван Федяков. С середины 2010 года активно заработало потребительское кредитование – за последние полтора года выдано чуть менее 1 трлн рублей, что во многом позволило поддержать и динамику сегмента Non-Food, добавил эксперт.
При этом динамика доходов населения не столь оптимистична: во втором квартале была зафиксирована отрицательная отметка этого показателя, что, по словам генерального директора INFOLine, негативно сказывается на настроениях и ожиданиях потребителей.
Результаты рейтинга 100 крупнейших ритейлеров страны INFOLine Retailer Russia TOP-100, сформированного INFOLine и Retailer Magazine в текущем году и включающего операторов с совокупным оборотом более 2,5 трлн. рублей, также неоднозначны.
С одной стороны, они продемонстрировали рост выручки сетей. При этом, однако, в абсолютных величинах в рублях прирост выручки с кв.м. торговых площадей компаний, вошедших в рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100, в 2010 году составил всего 6,3%, что даже не покрывает инфляции (более 8 % за прошлый год). Таким образом, показатель прироста выручки в 21% был достигнут благодаря экстенсивному развитию сетей - открытию новых магазинов, а не за счет повышения эффективности, заключили эксперты INFOLine.
Более того, несмотря на ряд положительных моментов в текущем развитии отрасли, показатели LFL у многих даже крупнейших сетей уже сегодня далеки от идеала. По словам эксперта, на фоне насыщения рынка и ужесточения конкуренции в отрасли, в ближайшие годы сетям не стоит рассчитывать лишь на экстенсивное развитие. Уже сейчас открытие новых магазинов зачастую влечет за собой каннибализм оборота, а прирост РТО, по самым оптимистичным прогнозам, в ближайший год составит 5-6%. По мнению Ивана Федякова, конкуренция должна заставить сети задуматься о повышении эффективности. В этой связи именно работа с Fresh и производство СТМ должны уже сегодня выйти для ритейлеров на первый план, имея огромный потенциал обеспечения потребительской лояльности без ущерба для операционной эффективности сети.