В результате победы в конкурсе на приобретение акций ОАО «ПГК», крупнейшим собстенником и оператором в России стала «Независимая транспортная компания». Совокупная величина парка «НТК» (с учетом консолидации ОАО «ПГК») теперь составляет 211605 единиц в управлении и 192676 в собственности, подсчитало агентство INFOLine. Специалисты агентства, однако, убеждены, что конкурс «ПГК» не просто сменил лидера среди ж/д операторов. По мнению аналитиков INFOLine, аукцион является отправной точкой разрешения конфликта интересов системы ЦФТО и независимых операторов.
По данным INFOLine, российский парк грузовых железнодорожных вагонов, имеющих право выхода на магистральные пути, по состоянию на октябрь 2011 года составляет 1 миллион 65 тысяч единиц. Из них 98 тысяч - инвентарные и 967 тысяч приватные.
Выигранный аукцион позволил «НТК» подняться в рейтинге крупнейших операторов российского рынка грузового железнодорожного подвижного состава с 7 места на первое. В ходе конкурса на акции «ПГК», помимо «Независимой транспортной компании», претендовали «Нефтетранссервис» и «Трансойл».
В 2007 году бизнес-планом ОАО «РЖД» была предусмотрена передача в уставный капитал ОАО «Первая грузовая компания» 200,3 тыс. вагонов. Передача вагонов в управление ПГК началась 23 ноября 2007 г. и была закончена 23 сентября 2010 г. По информации INFOLine, за период с марта 2008 г. по 1 октября 2011 г. ОАО «ПГК» было приобретено более 36 тыс. новых вагонов, в том числе (25 тыс. полувагонов, 6 тыс. цистерн, 3 тыс. хопперов-цементовозов и 2,2 тыс. крытых вагонов) и списано 39 тыс. вагонов, в том числе 14 тыс. цистерн, 9 тыс. хопперов-цементовозов, 13 тыс. хопперов-минераловозов и 1,8 тыс. хопперов-окатышевозов.
Рейтинг крупнейших операторов на российском рынке грузового железнодорожного подвижного состава, подготовленный агентством INFOLine, приведен в таблице.
Эксперты INFOLine убеждены, что прошедший аукцион – «точка невозрата», после которой конфликт интересов независимых Ж/Д операторов и системы ЦФТО подойдет к своей развязке. Зависеть исход столкновения будет от того, действительно ли парк «ПГК» полностью выйдет из-под управления «РЖД» после покупки «ПГК» Владимиром Лисиным и тогда можно будет говорить о завершающем этапе реформы, т.к. «РЖД» окончательно потеряет контроль над существенной частью, а, следовательно, всего грузового парка. При этом не исключен вариант, при котором не только значительная часть полувагонов ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» будет сохранена в управлении ЦФТО «РЖД», но и на уровне Правительства РФ будет принято Постановление, обязывающее частных операторов передать часть принадлежаших им полувагонов в управление ЦФТО «РЖД».