Согласно результатам исследования агентства INFOLine «Собственные торговые марки сетей FMCG России. Тенденции 2011 года. Прогноз до 2015 года», мировой опыт развития интегрированных цепочек поставок свидетельствует об их высокой эффективности в развитии собственных торговых марок сетей FMCG. В 2010-2011 гг. национальные и международные розничные сети продолжили активно вовлекать ведущих региональных производителей сегмента FMCG в свои расширяющиеся логистические схемы, а также развивать производственные направления в структуре собственных компаний.
Так, сеть Tesco в 2011 г. активно инвестирует в организацию самодостаточной цепочки поставок свежих овощей в Китае. По состоянию на сентябрь текущего года, более 1400 продуктов, или 80% сельскохозяйственной продукции, продаваемых в магазинах Tesco, поставляются по собственной интегрированной сети поставщиков компании. В нее включены 5 фермерских хозяйств и более 120 закупочных баз в 40 городах, входящих в структуру компании Tesco. Чтобы сократить затраты и обеспечить высокое качество и свежесть продуктов для потребителей, все больше и больше розничных продавцов в Китае входят в интегрированные цепочки закупок, напрямую от фермерских хозяйств.
Евгений Минский, директор по логистике «Альфа-тим», Руспродсоюз, комментирует:
«Опыт интеграции системы поставок существует у ряда дистрибьюторских компаний. Не объединяя sales force и иные подразделения и оставаясь независимыми дистрибуционными бизнесами, такие компании создают единые логистические и распределительные центры, сокращая издержки по складской и транспортной логистике».
Конкурентная стратегия сети EDEKA базируется на объединении более 6 тысяч независимых розничных сетей. В сентябре 2011 года сеть Edeka-Center Engels заключила соглашение о сотрудничестве с немецким интернет-магазином Froodies.de о реализации и доставке потребительских товаров из ассортимента сети Edeka покупателям Кёльна (на сайте уже представлены 91 SKU СТМ). Создание собственного интернет-магазина EDEKA не планирует, считая более эффективным партнерство с компанией, работающей в этом сегменте с 2007 года. Партнерство позволит EDEKA расширить аудиторию потребителей за счет тех, кто не входит в традиционные целевые группы EDEKA.
В России для развития собственных марок сегмента fresh сетей FMCG весьма продуктивна стратегия интеграции розничных сетей и производственных компаний, говорится в исследовании INFOLine «Собственные торговые марки сетей FMCG России. Тенденции 2011 года. Прогноз до 2015 года». Данный подход – как в форме вхождения ритейлера в капитал поставщика, так и в форме организации собственного производства СТМ с нуля – позволяет сети контролировать как качество продукции, так и оперативность поставок, утверждают в INFOLine. Так, одним из крупнейших поставщиков товаров под собственными марками сети "Магнит" является компания ООО "ТД-холдинг", владельцем которой является акционер ОАО "Магнит" Сергей Галицкий. "ТД-холдинг" производит безалкогольные напитки, консервы, специи, крупы и ряд других видов продовольственных товаров.
Кроме того, осенью 2010 года ЗАО "Тандер" инвестировало около 8 млрд. руб. в строительство тепличного комплекса в Динском районе Краснодарского края на основе подписанного на Инвестиционном Форуме "Сочи-2010" соглашения, в связи с неудовлетворенностью сети возможностями поставщиков в товарной категории "фрукты и овощи". В декабре 2010 года ЗАО "Тандер" получила в аренду под тепличный комплекс участок площадью 200 га в станице Пластуновская Краснодарского края. Работы по строительству теплиц на 100 га участка предполагается завершить в конце 2011 года. Инвестиции в агрокомплекс в Краснодарском регионе могут быть дополнены в будущем его собственным производством подсолнечного масла, фруктов, овощей, поскольку в данных категориях узнаваемость бренда низка.
Сергей Виноградов, директор департамента «ПомидорПром», Руспродсоюз, комментирует:
«Действительно ряд розничных сетей открывают собственные производства. Происходит это зачастую по принципу "помоги себе сам", так как найти адекватного технологичного поставщика в той или иной категории ритейлеру не удается. Однако, по нашему мнению, это временная ситуация и сети идут в непрофильный для них бизнес из безысходности. В идеале, между сетью и поставщиком должны существовать долгосрочные договоры поставки с четкими планами выборки товара, открытой структурой себестоимости и рентабельности, симметричными штрафными санкциями. В этом случае такие опыты интеграции позволят каждой стороне заниматься своим бизнесом, в то же время оптимизируя цепочку поставок и структуру цены».