В рейтинг INFOLine Retailer Russia TOP-100, подготовленный агентством «INFOLine» совместно с Retailer magazine, в этом году вошли 52 розничные сети сегмента товаров повседневного спроса. При подготовке рейтинга специалисты агентства «INFOLine» проанализировали операционные и финансовые показатели более 1000 торговых сетей. В частности аналитики сравнили лидеров российского ритейла по выручке с квадратного метра, считающейся важным параметром для определения уровня эффективности сети. По итогам 2010 года наиболее эффективной по этому показателю оказалась сеть супермаркетов «Азбука вкуса» (25,31 тыс.долл. на кв.м.), опередив ближайшего конкурента почти в полтора раза.
Сразу за «Азбукой вкуса» в рейтинге эффективности разместились сеть «АШАН», также известная своим высоким показателем выручки с квадратного метра, «Пятерочка» (принадлежащая X5 Retail Group, занимающей первую строчку общего рейтинга розничных сетей INFOLine Retailer Russia TOP-100), «Виктория» и «Алые паруса». В среднем показатель 52 сетей сегмента FMCG, вошедших в первую сотню ритейлеров, вырос в долларах на 8,5%, достигнув уровня 8,4 тыс.долл. на кв.м..
Различия в эффективности использования торговых площадей ритейлерами, безусловно, имеют место, даже если сравнить между собой крупнейших игроков рынка, отмечают аналитики «INFOLine». К примеру, концепция «Магнита» предполагает преимущественно развитие в отдаленных населенных пунктах численностью до ста тысяч человек и с меньшей конкуренцией. В этом случае, конечно, показатель выручки с квадратного метра страдает. Концепция развития «X5 Retail Group» изначально предполагала захват скорее «с головы», ориентацию на крупные города-миллионники (в первую очередь Москву и Петербург). В этих городах больше и доход населения, и оборот розничной торговли, поэтому и выручка с квадратного метра выше. Тем не менее, далеко не всегда концепция высокой выручки с квадратного метра себя оправдывает. В текущий момент, когда конкуренция в городах-миллионниках оказалась на достаточно высоком уровне, тот же «X5 Retail Group» начал сдавать позиции по показателю like-for-like. «Магнит» же тем временем продолжает оставаться высокодоходным. Хотя по показателю выручки с квадратного метра краснодарская сеть до сих пор уступает X5 Retail Group.
Сеть «Ашан» характеризуется высочайшим уровнем - $18 000 - выручки с квадратного метра. До последних лет московские магазины сети «Ашан» были одними из самых эффективных среди всех магазинов «Ашан» по всему миру. Несмотря на это, АШАН объявил о своей стратегии открытия магазинов в городах с населением более 200 тысяч человек, и конечно, показатель выручки с торговой площади у него будет снижаться.
«Эффективность сети определяется, безусловно, не только выручкой с квадратного метра, - комментируют в INFOLine. - При составлении рейтинга мы учитывали показатели выручки сетей по итогам 2009 и 2010 гг. (в рублях), количество магазинов по итогам 2009 и 2010 гг. (в штуках), торговую площадь по итогам 2009 и 2010 гг. (в кв. м.), долговую нагрузку (в рублях) и LFL (в процентах)».
Напомним, в общем рейтинге INFOLine Retailer Russia TOP-100 лидируют X5 Retailer Group, Магнит и АШАН.