В работе VI Всероссийского Антикризисного Форума, организованного 21-22 апреля в Москве Конгрессно-Выставочной компанией «Империя», в этом году приняли участие 580 делегатов из 65 городов России: владельцы и топ-менеджеры компаний-поставщиков, руководители отделов закупок международных, федеральных и региональных розничных сетей, а также первые лица федеральных профильных министерств, исследовательских компаний и профессиональных ассоциаций.
В рамках форума генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров провел специальную сессию, посвященную собственным торговым маркам розничных сетей. В дискуссии приняли участие Олег Степаненко («Система «ТЗС»), Ирина Фаткуллина («Виктория»), Марина Габачова («АШАН»), Владимир Дашковский («SPAR Russia B.V.») и Елена Савченко («Дикси»).
Г-н Бурмистров представил итоги исследования агентства «INFOLine» «Собственные торговые марки сетей FMCG России». Михаил Бурмистров отметил, что в странах с развитой экономикой и современной торговлей доля СТМ в обороте сетей FMCG превышает 20% - в России же этот показатель ниже 3%. В России росту доли собственных торговых марок препятствуют зачастую неразвитость технической базы и низкий уровень конкуренции между поставщиками. «Эволюция СТМ – долгий процесс, требующий взвешенных решений, организационной, финансовой и информационной поддержки», - подчеркнул генеральный директор «INFOLine-Аналитика».
Михаил Бурмистров отметил также, что работа с собственными торговыми марками подразумевает больший уровень ответственности перед сетями. Об этой самой ответственности подробнее рассказала Марина Габачова – менеджер по закупкам СТМ, категория NON-FOOD, «Ашан». Подчеркнув, что при переговорах по СТМ с поставщиками цена является, безусловно, важным, но далеко не единственным критерием принятия решения, она выделила 6 основных слабых сторон организации производства, с которыми сталкивается сеть при проведении аудита: чистота производственной площадки; гигиена персонала; борьба с вредителями; управление кризисными ситуациями; транспортировка сырья и прослеживаемость продукции. «Под прослеживаемостью продукции мы понимаем документированный прозрачный контроль качества продукции на всех этапах производства товара», - уточнила г-жа Габачова.
На этапе запуска продукта сеть проводит исследования по выявлению интереса (или же его отсутствия) к нему потребителя. Марина Габачова рассказала о возникающих иногда случаях сокрытия неких недостатков производственной площадки и даже внесения изменений в состав рецептуры товара производителями из-за боязни расторжения контракта. Г-жа Габачова подчеркнула, что сеть проводит экспертизу в течение всего времени выхода продукта под собственной торговой маркой, поэтому что-либо скрыть от системы контроля невозможно.
Среди тем, предложенных к обсуждению, также были:
- динамика потребления товаров собственных торговых марок розничных сетей в разных странах мира;
- изменения политики СТМ розничных сетей в условиях кризиса в определении цен, широты ассортимента, товарных категориях, целевых сегментах потребителей;
- изменение отношения потребителей к собственным торговым маркам;
- оценка потенциала развития СТМ на рынке FMCG до 2012 года;
- специфические и характерные только для России проблемы в сфере создания и продвижения СТМ;
- направления повышения эффективности управления портфелем СТМ ведущих международных розничных сетей.
Итогом продуктивной дискуссии стали рекомендации ритейлерам по повышению эффективности работы с СТМ. Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров выделил следующие направления деятельности:
- SMARTирование плановых KPI;
- категорийный менеджмент;
- подразделение по развитию СТМ;
- от «EDLP» к «Premium»;
- контроль качества по процессам;
- анализ себестоимости;
- неценовые преимущества;
- программа лояльности;
- баланс предложения «Бренд/СТМ».
Get the Flash Player to see this player.