Согласно рейтингу «ТОП -100 торговых сетей» агентства «INFOLine» и «Retailer magazine», в сегменте DIY и товаров для дома за 2010 год международные сети не только не сдали своих позиций, но и упрочили их. Несмотря на то что российские сети также продолжают расти и развиваться, за прошедший год доля зарубежных ритейлеров в общей выручке сегмента увеличилась с 70,77% до 72,64%. По данным рейтинга, объем совокупной выручки иностранных игроков вырос с 64,3 до 80 млрд рублей.
Иван Федяков, генеральный директор агентства «INFOLine»: «В сегменте DIY и товаров для дома мы сегодня наблюдаем прежде всего борьбу традиционной и современной розницы. В определенном смысле в этой борьбе выигрывают как российские, так и международные сети. Постепенно сокращается объем торговли на рынках и строительных базах, уменьшается их количество, и ослабевает их влияние на потребительские настроения, растет число современных магазинов, чаще всего самообслуживания, с квалифицированным персоналом и радующими глаз павильонами. Конечно, можно говорить о более динамичном росте и развитии зарубежных игроков. Но и отечественные сети продолжают расти».
В торговле DIY-ассортиментом существует ряд технологических особенностей, с которыми более эффективно справляются зарубежные сети, - комментируют аналитики «INFOLine» операционные и финансовые показатели российских и международных игроков, демонстрируемые в рейтинге «ТОП-100 торговых сетей» агентства «INFOLine» и «Retailer magazine». Широчайший ассортимент, более высокие требования к квалификации персонала и к взаимодействию с поставщиками товаров, более грамотно выстроенная закупочная политика – вот ряд готовых решений, которые многолетний опыт позволяет зарубежным сетям достаточно быстро переносить на российский рынок.
Помимо возможности опираться на многолетний опыт, стоит отметить, безусловно, более агрессивную политику с точки зрения открытия магазинов, проводимую международными ритейлерами. Ни одна российская сеть сегодня не инвестирует так стремительно в свое развитие, как это делают коллеги из-за рубежа.
Третий момент, который можно выделить с точки зрения преимуществ зарубежных сетей именно сегмента DIY и товаров для дома, - это особенности локации их объектов, - отмечают специалисты «INFOLine». До прихода OBI, Castorama, Leroy Merlin те места, где они открыли свои магазины, не воспринимались как ассоциируемые с сегментом DIY, несмотря на их расположение в непосредственной близости от больших людских потоков. Зарубежные сети изначально не боятся заходить в торговые комплексы, а также открывать гипермаркеты в местах с высокой арендной ставкой.
По мнению Ивана Федякова, «отечественная розница должна выживать за счет собственной логистики; российские ритейлеры должны сами напрямую закупать товар за рубежом, налаживать более тесные связи с производством на территории России. Козырем российских сетей могло бы стать также лучшее знание и понимание отечественного потребителя. Однако практика показывает, что эти потенциальные преимущества не реализуются российскими игроками достаточно эффективно, чтобы сократить отставание от их конкурентов из-за рубежа.
Перспективным направлением работы отечественных сетей представляется развитие магазинов в большей близости к потребителю – магазинов площадью от 500 – 2 500 квадратных метров в местах плотной застройки, а также в близости к большому количеству потребителей, занимающихся индивидуальным строительством: опыта работы в сегменте DIY и товаров для дома именно в таком формате у зарубежных сетей не так уж и много, а обеспеченность автомобилями в России не настолько высока, чтобы все товары покупать в гипермаркетах».
Говоря о перспективах развития сегмента DIY и товаров для дома, важно учитывать неоднозначную ситуацию на строительном рынке, - подчеркивают аналитики «INFOLine». Положительной тенденцией в конце 2010 – начале 2011 годов стало возобновление работ на замороженных и отложенных в кризис строительных объектах.
По данным «INFOLine», объем нового строительства в I квартале 2011 года по разным видам объектов превысил аналогичный показатель 2010 года в среднем в 2 раза (от 29% на складском рынке до 280% на рынке торговой недвижимости).
Поскольку к вводу в эксплуатацию в 2011 году будут готовы объекты, начатые и строящиеся в кризис, дефицит предложения в ближайшее время будет расти. Если не произойдет ухудшения макроэкономических показателей, то рост показателей до докризисного уровня можно ожидать в 2012 году.