Агентство INFOLine выступило информационным партнером форума, организованного B2B Conference Group (BBCG). V Международный бизнес саммит директоров по закупкам и собственным торговым маркам розничных сетей Purchasing Director&Private Labels 2011 прошел при поддержке ключевых отраслевых объединений: Ассоциации компаний розничной торговли, Федерального закупочного союза Система Т3С и Ассоциации производителей продовольственных товаров РУСПРОДСОЮЗ.
Участниками саммита стали персоны, отвечающие за управление ассортиментом и закупками в современных сетях, представители международных брендов и национальные производители. Вопрос об истинных предпочтениях потребителей, а не навязанных рекламоносителями, волновал всех участников форума. По мнению директора по закупкам «АШАН Россия» Эмина Рустамова, расширение ассортимента в матрице ритейлеров будет сопряжено с покупательской способностью, при росте которой целесообразно расширять ассортимент. «Спрос рождает предложение», - подчеркнул Эмин Рустамов.
В дискуссии форума прозвучало и противоположное мнение об оптимизации ассортимента как факторе снижения затрат и проникновения сетей в новые регионы. Агентство INFOLine уделяет особое внимание структуре потребительских предпочтений в России и странах мира. По словам генерального директора группы INFOLine Ивана Федякова, главный фактор успеха – найти баланс в соотношении «цена-качество-сервис». В этой связи ритейлеров все больше привлекает развитие категории собственных торговых марок (СТМ). «В условиях жесткой конкуренции за потребителя, характерной для рынков развитых стран, СТМ и известные бренды пришли к разграничению сфер влияния.
Производители известных брендов позиционируют себя как компании, ориентированные на особое качество, которые никогда не уронят высокую планку своих стандартов до схем, используемых при создании СТМ. Ритейлеры, в свою очередь, строят отношения с потребителями, провозглашая для себя важнейшим приоритетом их уникальные потребности, а не эфемерные символы и характеристики известной марки», - отмечает Иван Федяков. По его словам, бренды, занимающие лидирующие места в категории товаров или являющиеся особым товаром премиум-сегмента, дополняют предложение ритейлеров и сохраняют свои позиции. Слабые бренды, которым нечего противопоставить товарам СТМ ритейлера, вытесняются с рынка, либо снижают цены до выгодного ритейлеру уровня. «Неуклонный рост качества СТМ и совершенствование стратегий развития СТМ привели к тому, что собственные торговые марки в мире перестали ассоциироваться у потребителей с дешевой второсортной заменой стоящего товара.
Важной характеристикой покупателей СТМ в развитых странах также является образование: люди с более высоким образованием предпочитают покупать СТМ, поскольку руководствуются рациональными мотивами, составляют собственное мнение о товарах СТМ, несмотря на усилия крупных производителей», - отмечает эксперт. Согласно исследованию «Собственные торговые марки сетей FMCG России. Итоги 2009-2010 гг. Прогноз до 2012 года» , в России обеспеченные и образованные потребители еще в меньшей степени склонны доверять качеству товаров СТМ: в целом россияне более ориентированы на покупку известных брендов, чем товаров марки ритейлера. Однако специалисты INFOLine прогнозируют изменение предпочтений потребителя в сторону большего доверия к категории собственных торговых марок.