Аналитики INFOLine: последствия событий в Ливии для российских компаний будут развиваться в двух направлениях
Согласно прогнозу Международного энергетического агентства мировой спрос на нефть в 2011 году составит 88,2 млн. барр/сутки, а к 2035 году достигнет 99 млн. барр/сутки. В этом случае, по прогнозу МЭА уровень цен на нефть к 2035 году может достичь отметки 135 долл./барр. По состоянию на февраль 2011 года такой прогноз уже не кажется максимальной планкой, отмечают аналитики INFOLine в отраслевом обзоре «Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России 2010-2015 гг. Инвестиционные проекты и описание компаний». События в Африке и на Ближнем Востоке конца 2010 - начала 2011 года существенно повысили нестабильность на мировом рынке нефти, резкий скачок стоимости которой ставит под угрозу экономический рост развитых стран и стратегии их развития.
Динамика стоимости нефти марок Brent и Urals и прогноз цен на период до 2030 года представлены на диаграммах.
В условиях обострения политической и социальной напряженности в Африке и на Ближнем Востоке (в Ливии, Марокко, Иордании, Кувейте, Бахрейне, Алжире) риски реализации инвестиционных проектов нефтяных компаний на территории этих стран существенно возросли. Ряд компаний отозвали своих специалистов с территории Ливии: многие объекты иностранных инвестиций на территории Ливии подверглись нападению, нанесен ущерб собственности, иностранные специалисты (среди них и раненые) в массовом порядке покидают страну. Кроме того, существует опасность распространения революционных настроений в другие стран Ближнего Востока и Азии, угроза военных конфликтов внутри них и с сопредельными государствами.
По мнению аналитиков INFOLine, последствия этих событий для российских компаний будут развиваться в двух направлениях:
• Компании, реализующие проекты на Ближнем Востоке и в Африке понесут издержки, связанные с защитой собственности, нарушением торгово-экономических связей и привлечением необходимых проектам инвестиций из развитых стран. Рост цен на энергоносители сдерживает темпы восстановления экономики Евросоюза, на юге еврозоны вероятно усиление рецессионных тенденций. Компании OMV (Австрия), Wintershall и RWE (Германия), Eni (Италия), BP (Великобритания), Total (Франция), CNPC (Китай) и другие приостановили реализацию своих проектов в Ливии, ОАО "Газпром нефть" планировало приобрести у Eni SpA 33,33% в проекте Elephant стоимостью 178 млн. долл., но все договоренности ОАО "Газпром" по проектам в Ливии, могут быть разорваны или пересмотрены властями Ливии в одностороннем порядке.
• Компании, ранее отказывавшиеся от низкорентабельных проектов добычи нефти на территории России, могут вернуться к их реализации из-за высоких темпов роста цены нефти. Возможный приход к власти на Ближнем Востоке радикальных исламистских политических групп или военных лидеров, нестабильность политической власти может привести к гражданским войнам, всплеску терроризма, что длительный период будет удерживать высокий уровень цены нефти; при относительно быстрой (в течение 2-4 лет) стабилизации ситуации сложные проекты со сроком ввода месторождений в эксплуатацию в течение 5-7 лет сохранят высокую степень риска сбыта.
Ситуация с ценообразованием на мировом рынке остается в высокой степени неопределенной ввиду действия множества разнонаправленных факторов.
Факторы ценообразования на мировом рынке топливно-энергетических ресурсов
1. Рост спроса на нефть: Cпрос на нефть к 2035 году возрастет по отношению к уровню 2009 г. более чем на 15% и составит 99 млн. барр/сутки. Источником чистого прироста станут страны, не входящие в ОЭСР (более 50% придется на Китай), спрос со стороны стран ОЭСР снизится более чем на 6 млн. барр./сутки.
2. Достижение пределов роста добычи нефти: Объем добычи нефти достигнет пика в 2020 году на уровне 68-69 млн.барр/сутки, но не превысит показателей 2006 года. К 2035 году объем добычи нефти в мире достигнет 96 млн.барр/сутки, баланс в 3 млн.барр/сутки достигается за счет прироста объема при переработке нефти.
3. Использование альтернативных видов топлива: Нехватка нефтяных энергетических ресурсов будет компенсироваться потреблением природного газа, производимого в избытке
4. Возможность изменения методики ценообразования: Цена газа зависит от уровня цен на нефть, однако страны-потребители газа заинтересованы изменении методики формирования цен для приведения ее в соответствие изменениям спроса и предложения
5. Рост конкуренции и диверсификация каналов поставок: Рост конкуренции со стороны стран Ближнего Востока и Латинской Америки и диверсификация каналов поставок энергоносителей стимулирует снижение цен на нефть
6. Социально-поличитеская нестабильность в странах-экспортерах нефти: Изменение политических режимов, рост социальной напряженности, риски вооруженных конфликтов могут привести к замораживанию крупных инвестиционных проектов, росту цен нефти.
7. Субсидии в нефтегазовом секторе: Субсидирование отрасли, искусственно снижающее цены на энергоресурсы зачастую не выполняет целевого назначения, провоцирует расточительное потребление, усиливает нестабильность цен, искажает рыночные сигналы, подрывает конкурентоспособность более эффективных энергетических технологий.
8. Рост эффективность недропользования: Повышение эффективности недропользования и глубины переработки нефти, требуемое для обеспечения энергетической безопасности России и выполнения обязательств по экспорту, приводит к многократному росту себестоимости продукции, что экономически нецелесообразно в условиях текущей системы налогообложения и конъюнктуры мирового рынка.
9. Стратегии роста энергоэффективности экономик стран-потребителей нефти: Стратегия развития энергетики Европейского Союза до 2020 г. предусматривает повышение энергоэффективности на 20% и снижение доли традиционных углеводородов в энергетическом балансе на 20%. Однако высокие цены энергоресурсов усложняют процесс реализации данной стратегии: запланированные меры требуют финансирования в объеме 1 трлн. евро.
Как отмечают аналитики INFOLine, страны, наиболее привлекательные для инвестиций в нефтедобывающую или газовую отрасль благодаря лидерству по запасам топливных природных ресурсов (Ближний Восток сосредотачивает 56,6% доказанных запасов нефти в мире, Африка – 9,6%), продемонстрировали критически высокий риск инвестиций. Запасы нефти России оценены в размере 5,6% мировых (без учета запасов стран Ближнего Востока и Африки они составляют более 16% мировых запасов). В ситуации неопределенности инвесторы более заинтересованы во вложениях в России, нежели в реализации проектов с риском для безопасности собственности и возврата инвестиций в странах, характеризующихся ростом политической и социальной нестабильности.