Взаимодействие поставщиков и ритейлеров осуществлялось в условиях достаточно быстрого роста мировых цен на продовольствие, а также скачкообразных цен на отдельные виды товаров (гречка, макаронные изделия, молоко и мясо). Из-за стремительных ценовых изменений ситуация на рынке становится все менее предсказуемой, отмечают аналитики INFOLine, и участники рынка вынуждены часто пересматривать цены на те или иные виды товаров в связи с волатильностью цен на сырье. В результате поставщик может терять время и деньги, осуществляя поставки по согласованным ранее ценам, а сеть не получает вовремя нужный товар на полку и также теряет деньги. Повышение качества взаимодействия между поставщиками и сетями станет стратегическим вопросом 2011 года в FMCG-ритейле.
Аналитики INFOLine отмечают также новую тенденцию 2010 года, которая получит дальнейшее развитие в 20011 году. Не только федеральные, но и региональные ритейлеры всё чаще переходят на прямые контракты с производителями, отказываясь от услуг дистрибуторов. По мнению специалистов агентства, это приведет к значительным изменениям коммерческой политики компаний поставщиков и структуры ассортиментной матрицы ритейлеров. При этом, как подчеркивает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, полностью отказаться от дистрибуторских каналов вряд ли будет целесообразным для производителей, так как и Россия и Украина – большие по площади страны, в которых еще достаточно велика доля неорганизованной торговли. У производителей есть риск столкнуться с неполными загрузками рейсов при поставке в отдаленные регионы и значительным увеличением логистических расходов.
Одной из проблем, снижающих качество сотрудничества поставщиков и сетей, является недокументированная работа категорийных менеджеров (байеров) в торговых сетях и Key Аccount менеджеров компаний-поставщиков. При смене специалистов часто поставщики и ритейлеры не могут быстро восстановить отстроенное ранее взаимодействие. По словам Михаила Бурмистрова, самый правильный выход – тщательная документация бизнес-процессов взаимодействия с ритейлерами для Key Аccount менеджеров, а также формирование комплекса инструкций по взаимодействию с конкретными поставщиками и аналитических материалов по ситуации на рынке и в промышленности для категорийных менеджеров в торговых сетях. Переход на систему электронного документооборота, который только был обозначен в 2010 году, станет новым ключевым трендом 2011-2012 гг. во взаимодействии поставщиков и ритейлеров и позволит компаниям оптимизировать процессы взаимодействия и исключить такой проблемный фактор, как утечка ценовых данных.