В 2010 году наметилась положительная динамика в потреблении, оборот розничной торговли по итогам 11 месяцев 2010 года вырос на 4,5%, потребление продовольственных товаров – на 5,4%, непродовольственных – на 3,7%. При этом региональная структура оборота розничной торговли России отличается неравномерностью. В 2010 году постепенный рост демонстрируют Центральный федеральный округ (в том числе Москва и Московская область), Северо-Западный федеральный округ (в том числе Санкт-Петербург), Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, в то время как оборот розничной торговли в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, продолжают демонстрировать падение, начавшееся еще в 2008-2009гг.
Аналитики INFOLine подвели итоги года в розничной торговле и представили пятерку самых значимых событий, оказавших заметное влияние на рынок
Вступление в силу Закона о торговле
1 августа 2010 года вступил в полную силу № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законом закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу.
X5 Retail Group купила «Копейку»
3 декабря 2010 года в Лондоне было подписано соглашение по приобретению X5 Retail Group торговой сети "Копейка", а 6 декабря 2010 года X5 официально заявила о свершении сделки. Стоимость сделки составила около 1,65 млрд. долл. (51,5 млрд. руб.). Сумма включает долг "Копейки" равный 400 млн. долл., причем Х5 Retail Group планирует рефинансировать банковский долг сети "Копейка" на лучших условиях путем достижения новых договоренностей с кредиторами сети и рефинансирования из доступных кредитных линий X5.
Уход зарубежных игроков - Carrefour и Walmart
В 2010 году Россию покинули сразу два крупнейших международных игрока. Одна из крупнейших мировых розничных сетей - американская компания Wal-Mart Stores Inc. - закрывает свое представительство в России. По словам руководителя Walmart International (подразделение, которое отвечает за международные рынки) Дуга Макмиллона, российский рынок представляет значительные возможности для развития бизнеса, и американский ритейлер верит в свой успех в РФ. Однако, как подчеркнул Д.Макмиллон, учитывая тот факт, что за все время работы российского представительства Wal-Mart так и не смог найти подходящего партнера для покупки, компания больше не видит причины для продолжения своей работы в Москве.
В начале 2010 года из России ушел второй по величине ритейлер в мире Carrefour. 2 гипермаркета (в Москве в ТЦ "Филион" (открыт в июне 2009 года) и Краснодаре в ТЦ "Галактика" (в сентябре 2009 года), общей торговой площадью 16,3 тыс. кв. М) были закрыты в I полугодии 2010 года, а открытие гипермаркетов в ТЦ "Европа" (Липецк) и ТЦ "Ривер-молл" (Москва) так и не состоялось.
Оборот розничной торговли в 2010 году вырос на 4,5% после падения почти на 5% в 2009 году
За январь-ноябрь 2010 года оборот розничной торговли составил 14671,4 млрд. руб., что на 4,5% больше аналогичного периода прошлого года. По сравнению с октябрем 2010 года в ноябре увеличилось потребление как продовольственных, так и непродовольственных товаров – оборот ноября сократился по отношению к октябрьскому уровню на 1% (в 2009 году оборот в ноябре также сократился по отношению к октябрю на 1%). При этом оборот розничной торговли продовольственными товарами в ноябре 2010 года по отношению к октябрю 2010 составил 104,0%, непродовольственными товарами – 105,2%. По прогнозу Минкономразвития России, опубликованному в декабре 2010 года прирост оборота розничной торговли в 2010 году составит порядка 4,5% относительно 2009 года, а к 2013 году достигнет 6% (в 2011 году – 4,8%, а в 2012 году – 5,6%).
Слияния и поглощения на рынке потребительских товаров
Состоялась сделка по слиянию молочного бизнеса французской компании Danone в России и ОАО «Юнимилк». В результате сделки возможно возникновение и усиление доминирующего положения объединенной компании на рынках молока и молочной продукции. Поэтому ФАС одобрил сделку при обязательном исполнении ряда условий. Например, компания каждый квартал должна информировать службу о закупочных ценах на сырое и сухое молоко, а также об отпускных ценах на молоко и молочную продукцию. Холдинг PepsiCo приобрел 66% «Бим-Билль-Данн Продукты Питания». Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров: «Допустим PepsiCo или Coca-Cola занимают каждая больше 40 % рынка соков, Вимм-Билль-Данн – больше 30% рынка молочных продуктов, Danone и Юнимилк в совокупности занимают более 60% рынка функциональных молочных продуктов, йогуртов и т.д. Есть P&G,Colgate, Palmolive, которые в значительной степени являются безальтернативными в области поставки бытовой химии».
Ежемесячный отраслевой обзор «Рейтинг торговых сетей FMCG РФ» компании INFOLine содержит структурированную информацию о развитии торговых сетей, открытии новых магазинов, новых форматах, слияниях и поглощениях, корпоративных событиях, логистике, итогах деятельности и прогнозах, инвестиционных планах и взаимодействии с поставщиками ведущих сетей формата FMCG. В данном обзоре также содержатся: макроэкономические показатели, статистические данные и аналитическая информация о развитии розничной торговли и торговых сетей в России в отчетном месяце.