В связи с большой протяженностью территории нашей страны транспорт играет определяющую роль в развитии экономики. При этом вся инфраструктура в данный момент переживает существенный перелом. По данным INFOLine, с учетом динамики отрасли за последние 80 лет протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличилась с 20 тыс. км. до 776 тыс. км. (т.е. в 39 раз), в то время как протяженность железнодорожных путей увеличилась лишь с 51 тыс. км. до 86 тыс. км. (в 1,6 раза). Причем не электрифицированными линиями по-прежнему остаются 50%. Помимо этого, с 2000 по 2009 гг. протяженность железнодорожных путей промышленного железнодорожного транспорта сократилась почти на 30% или на 15 тыс. км. (с 53 до 38 тыс. км).
Генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков полагает, что основным в развитии транспортной отрасли сейчас должно стать улучшение общей инфраструктуры. Серьезная проблема наблюдается в автомобильном, железнодорожном и морском транспорте. В 21 веке в России половина автомобильных дорог не имеет асфальтового покрытия, а железнодорожные пути только на половину электрифицированы. Водные пути не оснащены технически, а некоторые просто не работают. В результате перевозки по морю сократились в 6 раз.
Исследуя более детально отрасль за последнее десятилетие, эксперты пришли к выводу, что в период с 2000 по 2010 гг. страна практически не смогла прирасти новым транспортным полотном, а только пытается поддерживать уже имеющуюся инфраструктуру, но и это делается не эффективно. Это подтверждают и официальные органы. Как сообщил глава «Росавтодора» Анатолий Чабунин: «60% автомобильных федеральных трасс общей протяженностью в 30 тысяч километров нуждаются в ремонте и значительном улучшении».
Проблема развития машиностроения в транспорте, транспортных услуг и дорожной инфраструктуры должна быть решена в кратчайшие сроки. «Свобода передвижения людей и грузов, доступность всех регионов страны, финансовая и энергетическая эффективность – это не только экономический вопрос, но и вопрос целостности страны, а значит серьезный политический», - отмечает генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.