«Свежие бизнес-решения в переработке и поставках продуктов в розничные сети» стали предметом обсуждения участников первого в России съезда Fresh Food Russia 2010. По замыслу организаторов, компании BBCG, форум должен стать стратегической площадкой для конструктивного диалога игроков рынка. В пленуме приняли участие более 80 делегатов из 15 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тулы, Рязани, Костромы, Ижевска, Старого Оскола, Кемерово, Самары, Елабуги, Челябинска, Брянска, Белоруссии, Южной Африки и Эквадора.
Генеральный директор «INFOLine-аналитика» Михаил Бурмистров в своем выступлении обозначил ключевые тренды в развитии категории Fresh (овощи, фрукты, свежее мясо и рыба, а также продукция собственного производства) и основные проблемы, с которыми сталкиваются ритейлеры и поставщики. По словам эксперта INFOLine, кризис заставил потребителей быть более рациональными, а это, с его точки зрения, одновременно вызов и новые возможности для участников рынка в борьбе за лояльного покупателя. Он отметил также негативное влияние Закона "О торговле", который обусловил удорожание возвратов для поставщиков продукции Fresh, а в некоторых случаях значительное сокращение объемов заказа со стороны торговых сетей на уровне отдельных магазинов, директора которых считают out-of-stock меньшим злом, чем списание товара с истекшим сроком годности.
Именно улучшение качества и расширение предложения продукции Fresh позволяет региональным ритейлерам конкурировать с дискаунтерами федеральных сетей, избегая прямых ценовых сравнений и обеспечивая повышение посещаемости магазинов, формирование долгосрочной лояльности покупателей. По оценкам Михаила Бурмистрова, для региональных ритейлеров, развивающих формат "супермаркет", целевым показателем доли Fresh является 40-50% в товарообороте, а для формата "магазин у дома" – не менее 30-35%.
По мнению INFOLine, среди главных барьеров для эффективного развития категории Fresh – недостаточные объемы и качество отечественной продукции, зависимость от импорта и отсутствие необходимой инфраструктуры. Проведя анализ рынка Fresh и особенностей развития данных категорий продукции в торговых сетях, специалисты агентства разработали ряд рекомендаций для ритейлеров и поставщиков. По мнению аналитиков, участникам рынка необходимо повышать качество клиентского сервиса и минимизировать потери, развивать каналы продаж, а также не экономить на информации о бизнесе конкурентов и партнеров.