Уровень консолидации ритейла в Украине в 2 раза выше, чем в России. Несмотря на то, что крупнейший ритейлер России X5 Retail Group имеет оборот почти $9 млрд, 10 крупнейших сетей FMCG России контролируют всего 10% рынка продовольственных товаров, при этом на все современные форматы приходится не более 36% рынка. В Украине крупнейший ритейлер имеет оборот, который едва позволяет войти в ТОП-10 крупнейших розничных сетей России, но при этом организованная торговля составляет более 18% рынка. Современные форматы на рынке Украины составляют 50%, что в 1,5 раза больше, чем в России.
Среди других отличий украинского рынка от российского – неразвитость формата «дискаунтер» и превалирование формата «супермаркет». Однако как в Украине, так и в России формат «супермаркет» переживает системный кризис. «Потребители стали более рациональными. Это ключевой вызов для торговых сетей FMCG России и Украины. Покупатели либо предъявляют более высокие требования к формату супермаркета, либо перешли на дискаунтеры. Только демпингом невозможно добиться устойчивой лояльности. Это на своем опыте пережили российские сети «Перекресток» и «Седьмой континент». Супермаркеты должны либо изменить качество товаров, ассортимента и сервиса, либо быть ребрэндированы в дискаунтеры», - отмечает генеральный директор ИА «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Другими мерами для эффективного развития ритейла, по мнению специалистов ИА «INFOLine», должны стать рационализация ассортимента, гибкое ценообразование, повышение эффективности логистики, развитие собственных торговых марок и системы категорийного менеджмента. В Украине производители пищевых продуктов в большинстве отраслей сильнее и эффективнее, чем в России – по ряду отраслей есть отставание в 3-5 лет. По торговым сетям наблюдается обратная ситуация, отмечают эксперты «INFOLine», поэтому в Украине существует значительный потенциал для российских сетей. «Выход новых игроков, скорее всего, произойдет через сделки M&A. «Компания Х5 Retail Group уже вела переговоры по приобретению украинских сетей "Великая кишеня", "АТБ-Маркет", "Fozzi group", но пока украинским собственникам сетей предлагалась цена, которая более чем в 2 раза ниже, чем для аналогичных по параметрам российских сетей. В результате переговоры не завершились успешно», - сказал Михаил Бурмистров.