В России государство дистанцируется от прямого участия в крупных инвестиционных проектах. По словам генерального директора ИА «INFOLine» Ивана Федякова, это верная стратегия. «Государство должно минимизировать свою долю в экономике страны, а в России его влияние и так гипертрофировано. С другой стороны, коммерческие структуры пока еще не готовы к участию в крупных инфраструктурных проектах, поэтому роль государства в этом процессе необходима. Более того – государственно-частное партнерство в некоторых случаях – единственная форма реализации крупных проектов в энергетической, транспортной, дорожно-строительной сфере», - считает эксперт.
Все проекты, где используется государственно-частное партнерство, - крупные как по своим производственно-финансовым показателям, так и по объему инвестиций (если этого нет, то данная схема просто не может быть применена из-за огромных временных затрат на согласование документации). По словам Ивана Федякова, любая крупная инвестиционная деятельность требует большого объема финансирования. «В России бизнес еще в должной мере не заинтересован и не простимулирован государством. Бизнес нуждается в привлечении банковских кредитов, для получения которых и необходимы гарантии. Кредитные организации требуют в залог либо имущество, либо пакет акций, но в бизнесе это не всегда выгодно, а иногда и невозможно. Использование госгарантий – возможность найти точки соприкосновения между финансовой структурой, заказчиком и исполнителем. Банк без проблем может выделить средства на реализацию проекта в полном объеме, если гарантом исполнения обязательств и участником проекта выступает государство», - уверен Иван Федяков.
Однако, как считает эксперт, коммерческие организации иногда не в состоянии реализовать крупные проекты со сроком окупаемости более 10-15 лет не из-за отсутствия финансирования, а из-за отсутствия уверенности в успехе проекта, поэтому основная задача государства – создание благоприятного инвестиционного климата. «Крупные инфраструктурные проекты – это стратегическая работа на много лет вперед и у бизнес-структур должна быть уверенность в том, что их маркетинговые расчеты не столкнуться с изменением функциональных условий реализации проектов. Пока еще этого, к сожалению, нет, поэтому не менее важно участие государства в инвестиционном проекте как залог будущей его успешности. Например, строительство электростанции – для инвестора важно знать, что у государственной компании не будет планов построить еще одну альтернативную электростанцию в этом регионе», - отмечает руководитель агентства.
Не меньшую значимость, с точки зрения Ивана Федякова, имеют проекты дорожно-транспортной инфраструктуры. Например, олимпийские объекты важны для сочинского региона, они не являются судьбоносными для страны, а вот строительство сопутствующей им дорожно-транспортной инфраструктуры имеет колоссальное значение для экономики страны. «Скорость передвижения грузов – вопрос эффективности российской экономики. К сожалению, практика государственно-частного партнерства в России реализуется крайне мало. Строительство "Западного скоростного диаметра" – скоростной платной дороги в Санкт-Петербурге, который начинался как государственно-частное партнерство и, к сожалению, в таком виде не состоялся. В условиях кризиса коммерческие организации пресмотрели свое участие в нем. Повлияла неблагоприятная финансовая среда. С другой стороны, этот пример показывает, что и государство должно оценивать своих партнеров и привлекать надежных стабильных инвесторов для реализации проекта, а эти инвесторы, в свою очередь, должны быть заинтересованы в приходе в Россию», - считает Иван Федяков.