Генеральный директор ИА "INFOLine" Иван Федяков о том, что МЫ должны знать о регионах, но боимся спросить… Часть вторая - Санкт-Петербург.
Что мы знаем о Санкт-Петербурге и Северо-Западе? Проще... Что мы знаем о регионах России? Москва и Петербург формируют более 30% розничного товарооборота России. Не удивительно, что это привлекает крупных российских и международных ритейлеров. Однако характеристики розничной торговли и потребительские предпочтения в двух крупнейших городах России различны и можно предположить, что речь идет не о разных городах, а о разных государствах. Интересно, что многие московские и международные сети, которые пришли в Петербург, не смогли здесь удержаться, а вот петербуржские Площадь Петербурга почти в полтора раза больше Москвы...сейчас уже федеральные и успешно работают как в Москве так и в других регионах. В чем же дело?
С одной стороны, огромный розничный товарооборот Москвы позволяет компании набрать хорошие "обороты" и, конечно, выход на второй по величине региональный розничный рынок страны наиболее ожидаемое решение. С другой стороны, Санкт-Петербург имеет ряд существенных особенностей, а те кто их не учитывает, терпят здесь "фиаско".
Итак, попробуем оценить один из самых интересных для развития и "стартапов" регионов -Петербург и СЗФО:
-
Петербург, как субъект РФ по розничному товарообороту (РТО), занимает 3-е место после Москвы и Московской области, на его долю приходится 4% от РТО РФ.
- Северо-Запад, как федеральный округ, занимает лишь 6 из 7 мест по РТО (меньше только на Дальнем Востоке). Причем, с 2005 года доля в РТО РФ сократилась с 9,5% до 9,2% в 2009 году.
- Очевидно, что Петербург второй по величине рынок после Москвы среди городов РФ, но его отрыв от других не столь существенен. Более того, по итогам 2009 года он существенно сократился. Для сравнения, оборот розничной торговли в Петербурге составил в 2009 году 584 млрд. рублей и в денежной массе почти не изменился. При этом Екатеринбург, занимающий 3 место, имеет РТО 377 млрд. руб и он увеличился на 62 млрд. рублей за последний год.
- На Петербург приходится 44% РТО СЗФО. Аналогично с Москвой и Московской областью, Ленинградская область занимает 2 место в федеральном округе, но если РТО МО всего в 2,7 раза меньше чем в Москве, то в ЛО оборот меньше в 4,5 раза, чем в Петербурге. Причем плотность жителей в ЛО - 19,1 чел./км², а в МО - 147,4 чел./км².
- Население Петербурга 4,6 миллиона человек. Это в 2 раза меньше чем в Москве (10,5 млн.) и почти в 3 раза больше чем в 3 по численности Екатеринбурге (1,3 млн.).
- По уровню насыщенности торговыми площадями Санкт-Петербург занимает 5 место среди городов миллиоников - 619 кв.м. на тыс. чел уступает Краснодару, Казани, Самаре и Екатеринбургу. При этом Москва занимает 13 место по этому показателю.
- В 2009 году резко замедлился ввод торговых комплексов, всего было введено более 160 тыс. кв. м (8 ТЦ без учета отдельно стоящих гипермаркетов). Общий объем торговых площадей составляет около 6 млн. кв. м., в том числе 3,8 млн. кв. м. - торговые комплексы и отдельно стоящие гипермаркеты. В 2010 г. ожидается ввод более 500 тыс.кв.м.
- 2010 году Санкт-Петербург "рискует" стать одним из самых насыщенных торговыми площадями мегаполисом России. Крупнейшие строящиеся ТЦ и планируемые к вводу в 2010 году объекты - МФЦ "Galeria" (193 тыс.кв. м), "Стокманн Невский Центр" (97 тыс.кв. м) и ТРК "Лето" (109 тыс.кв.м).
- А теперь сопоставим п. 3 и п.5. По РТО на душу населения в Петербурге катастрофически низкий показатель! 127 тыс. рублей в год на человека - это худший показатель среди городов миллиоников. В Москве это 236 тыс. рублей в год, в Екатеринбурге - 276 тыс. рублей в год, в Краснодаре - 288 тыс. рублей в год.
- Плотность населения районов сплошной жилищной застройки в Москве 12 тыс. человек на тыс. кв. м., а в Петербурге 7 тыс. человек на тыс. кв. м.
- В формате FMCG Санкт-Петербург имеет максимальную долю сетевой розничной торговли (более 70%) среди городов России. При чем, более 50% от этой доли приходится на гипермаркеты.
Кризис, как это часто бывает, многое расставляет по своим местам.
В ближайшие годы уже не будет такого роста оборота розничной торговли, как в 2006–2008 годах. После 13–15% роста нас ждет в самых оптимистичных вариантах 3–4% (последний июньский прогноз МЭРТ). А это означает, что далеко не все регионы будут демонстрировать рост розничного товарооборота, и, как следствие, на первый план будут выходить не самые быстрые, а самые эффективные.
Хотелось бы продолжить этот перечень особенностей региона, пока это только начало. Жду Ваших комментариев.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.