Генеральный директор информационно – аналитического агентства "INFOLine" Иван Федяков рассказал о перспективах развития розничной торговли в рамках открытой дискуссии "Сравнительный анализ макроэкономической ситуации Республики Башкортостан с другими регионами РФ" на прошедшем в Уфе «Retailer congress 2010. Башкортостан».
Get the Flash Player to see this player.
Дата записи: 13.05.10. Размер: 67 Мб. Время: 16:56
Даниил Сомов: - Иван, наверно пришло твое время серьезными цифрами и графиками дополнить картину.
Иван Федяков, генеральный директор исследовательской компании INFOLine: - Добрый день, действительно дано было очень много качественных оценок рынка, мы, наверное, сейчас сосредоточены на количественных оценках рынка Уфы и Башкортостана. Перед тем как приехать к вам, пришлось поднять некоторый объем информации. Мы исследуем регионы России. И Уфа для нас это регион, которым мы занимаемся не один год с одной стороны, но вот так детально разобрать пришлось впервые, для этого пришлось воспользоваться энциклопедией.
Открыв энциклопедию по Башкортостану, я обратил внимание вот на что: экономика Башкортостана представлена следующим образом, есть общая характеристика экономики, история, промышленность, сельское хозяйство, финансы, транспорт. Как видите, в этом перечне нет пункта торговля, хотя она занимает долю в национальном валовом продукте, мне кажется - это несправедливость. Нам это предстоит исправить.
Давайте, наверно, тогда о цифрах. Республика Башкортостан занимает 7-ое место среди субъектов Российской Федерации по розничному товарному обороту, ее доля составляет около 3%. Хочу отметить, что эта доля растет на протяжении последних семи лет, это говорит о том, что розничный товарооборот растет в Республике ускоренными темпами относительно всей страны. И в условиях кризиса достаточно, действительно, неплохая ситуация. По цифрам в денежной массе прирост - 30 млрд. руб., в товарной массе, правда, отрицательный показатель, но по приросту в денежной массе - 4-ое место среди всех субъектов РФ. Впереди только Москва, Дагестан и Краснодарский край. И интерес федеральных игроков к этому региону вполне очевиден, сюда имеет смысл идти.
Хочу отметить, что в 2007 г. Башкортостан занимал 9-ое место и в этом году он обогнал Самару и Ростовскую область, переместившись на 7-ое место. Здесь, как вы видите, хорошо закрепился. Что касается структуры по Приволжскому федеральному округу, то здесь Башкортостан - это 17% всего розничного товарооборота региона, это лидер региона. Очень важно в 2009 г., динамика, она отрицательная минус 2%, но в других регионах ситуация обстоит значительно хуже. В целом по России падение розничного товарооборота составило 5%, трудности в Нижегородской, Самарской области частично связаны с макроэкономическими показателями этого региона. При таком падении, я думаю, что будет любому игроку достаточно непросто в регионе развиваться.
По динамике. Несмотря на то, что она отрицательная, это одни из лучших показателей по региону и по стране в целом. Переходя к Уфе - это 4-ое место в в России по абсолютному показателю розничного товарооборота среди городов-миллионников. При этом по численности населения - это 11-ое место в стране.
Интересно то, что 60% товарооборота формирует очень большой оборот на душу населения, это 250 000 руб. на человека в год. Это второе место среди городов-миллионников, на первом месте Краснодар, который во многом обслуживает Южный федеральный округ и Черноморское побережье, поэтому высокий показатель во многом объясняется этим.
Уфа - уникальный в этом плане город, очень интересный по этому показателю. Для сравнения — Москва - это 4-ое место. Несложно подсчитать огромный товарооборот Москвы в 2,5 трлн руб., но там и жителей 10,5 млн. Что интересно, в этот перечень не попал Санкт-Петербург. Многие их федеральных сетей по розничному товарообороту в Санкт-Петербурге 125 000 руб. на человека в год.
Если говорить о структуре розничного товарооборота, то в 2009 г. произошло достаточно знаковое событие, динамика в сегменте non-food стала отрицательной и впервые за много лет стала хуже, чем в сегменте продовольственных товаров. Эта ситуация продолжается весь 2009 г. и до сих пор, но по последним данным за март. Впервые за этот долгий продолжительный период сегмент non-food оказался в плюсе. По отношению к марту 2009 г. здесь еще играет фактор слабой статистической базы, то есть уже тогда падение было очень существенным. Но тренд налицо и хочется верить, что он продолжится в ближайшие месяцы, а может быть и годы и, соответственно, позволит развиваться рознице в этом сегменте тоже.
Я от себя добавил качественные моменты того хорошего и плохого, что произошло в 2009 г. Немаловажно, что произошел прирост накоплений граждан в банках нашей страны. Это подтверждают данные ЦБ, поэтому в целом ситуация не столь плоха. Эти деньги могут вернуться в розницу. Характерный пример того, что ситуация не столь плачевная, это то, что торговые сети, по крайней мере FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods), в течение 2009 г. смогли нарастить свои площади. Вот как это было. Многие говорят о том, что это кризисный год, сложности, трудности.
Мы ежемесячно следим за 50 торговыми сетями формата FMCG, и эти данные абсолютно точные, - 32 сети за 2009 г. увеличили торговые площади в совокупности на 830 000 кв. м., 13 сетей уменьшили на 200 000 кв. м. Пять сетей не изменили объем торговых площадей. Таким образом, совокупный прирост торговых площадей по России — 600 000 кв. м. для этого формата. Это соизмеримо с торговыми площадями Уфы. Это хороший прирост. Не хуже прироста 2008 г. Темпы снизились, но сети растут и развиваются.
Что важно, в 2009 г. произошла консолидация роста торговых площадей. Например, прирост на долю «Магнита» - 29 %, и X5 — 23 %, существенно больше, чем было в 2008 г. Тогда у них доли были 17 и 14 %. Это говорит о том, что на рынке происходит консолидация, этот процесс ускоряется, и в 2009 г. крупные федеральные игроки не только продолжали свой рост, но и ускоряли его. Что же касается региональных сетей, здесь происходило сокращение площадей. Делайте выводы.
Могу привести цифры по уфимским сетям, например, по сети «Полушка». Это лидер по розничному товарообороту в сегменте FMCG. В нашем рейтинге они занимают 31 место по России с оборотом 7,5 млрд, в конце 2009 г. у них было 114 магазинов и один распределительный центр. И сеть «Матрица» - это 6,5 млрд. руб., 40 магазинов, 2 распределительных центра, это 36 место среди продуктовых сетей России.
Что же касается торговой недвижимости, я выделил динамику торговых площадей ТЦ. Стоит отметить, что развитие современной розницы без развития современных форматов, современной торговой недвижимости невозможно. Поэтому в первую очередь мы следим за этим показателем. Но Уфа здесь является особенным регионом, она очень не похожа на другие регионы страны.
Если посмотреть на цифры, то в 2006 г. по величине торговых площадей на душу населения Уфа была на восьмом месте, сегодня она переместилась на десятое, и по этому показателю в Уфе чуть меньше 600 кв. м. Этот уровень мы оцениваем как умеренно высокий. Но обратите внимание, Уфа — большой по площади город. На одного уфимца приходится 700 кв. м. земли. Для сравнения, в Москве этот показатель почти в 10 раз меньше — 80 кв. м. Поэтому развитие крупноформатной торговли, а федеральные игроки чаще всего заходят в регионы через строительство гипермаркетов, это продемонстрировала X5 открытием «Каруселей», также приходят сети «О'Кей», «Ашан». Этот показатель, мне кажется, очень сдерживает приход в Уфу федеральных игроков. Возможно, это позволит местному ритейлу развиваться в течение этого времени более-менее спокойно.
Динамика торговых площадей выглядит так с 2004 г. - идет строительство торговых центров, реконструкция советских торговых комплексов, доставшихся нам по наследству. В 2009 г. резкий спад динамики роста торговых площадей, было много замороженных проектов. Они, безусловно, есть, но будут ли они реализованы, большой вопрос, потому что на текущий момент есть существенная проблема с арендаторами, арендными ставками. В 2010 г. мы прогнозируем прирост площадей. Это является элементом достройки имеющихся объектов, но этот прирост не будет столь значительным, как нам сказали ранее. ТК «Семья» - крупнейший на текущий момент ТК. 72 000 кв. м., арендопригодная площадь — 32 000. кв. м. Стоит отметить и ТК «Омега» - 65 000 кв. м., арендопригодная площадь — 50 000 кв. м. Приход ИКЕА — это знаковое событие в любом регионе, где она открывала свои магазины, там происходил существенный передел рынка торговой недвижимости, покупательских настроений.
За счет чего произошел стабильный уровень прироста в денежной массе в Башкортостане? Я выделил три основных позиции: это в первую очередь, промышленный регион, здесь наблюдается положительная динамика в добыче и переработке полезных ископаемых; это аграрный регион, а в 2008 и 2009 гг. были достигнуты рекордные показатели по сбору урожая; и еще очень приятный важный момент — в этом регионе наблюдается естественный прирост населения, что крайне редко для нашей страны.
Уфа и Башкортостан имеют огромный потенциал для дальнейшего роста, для развития розничной торговли, этого нет во многих регионах нашей страны, потому что в некоторых регионах рынок сильно перенасыщен. По всей стране говорят об улице погибших гипермаркетов в Санкт-Петербурге, где на 1 км приходится 5-6 гипермаркетов одного формата, и они не могут развиваться ни при каких обстоятельствах. В таких регионах, как Самара, Нижегородская область, наблюдается спад розничного товарооборота, и конечно моногорода испытывают большие трудности именно в промышленности. Башкортостан и Уфа — исключения, здесь диверсифицированная экономика, растущее население, очень хороший потенциал для региона и для розничной торговли.
Последнее, что хочу сказать, в 2008 г. все субъекты РФ показали прирост розничного товарооборота. Поэтому в 2008 г. было важно работать быстро, открывать магазины везде, в 2009 г. ситуация изменилась и скорее всего в ближайшие годы она будет именно таковой, только 20 регионов показывают прирост розничного товарооборота. В течение ближайших лет нас ждет продолжение этой ситуации, и очень важно следить за макроэкономической ситуацией в стране, оценивать перспективные регионы, в которые планируется выйти в ближайшее время. Пришло время эффективных, а не быстрых.
Даниил Сомов, управляющий партнер ИД Retailer: - Спасибо. Наука тоже положительно отзывается. Коллеги, есть какие-нибудь замечания, предложения, комментарии по заданной теме?
Ринат Садриев, генеральный директор, Rain Group: - Мне кажется, информация не совсем корректная по объему площадей на душу населения. В отчете я заметил ТЦ «Омега». Он не работает, ТРК «Дружба» как торговый центр тоже не функционирует. Если внимательно посмотреть, ситуация повернется в другую сторону.
Иван Федяков: - Согласен. Хочу обратить внимание на то, что есть определенная динамика — сегодня не работает, завтра заработает. Это отследить сложно, но цифры, которые я приводил, они подтверждены и региональными органами власти, цифры могу привести. В Уфе зарегистрировано больше 4 000 предприятий розничной торговли. В Уфе 900 000 кв. м. площадей торговой недвижимости, из которых чуть меньше 600 000 кв. м. - это площади торговых центров. Конечно, многие из этих ТЦ и ТК испытывают сейчас трудности с наполняемостью и арендаторами.
Сергей Городецкий, заместитель генерального директора по технологии торгового процесса сети «Матрица»: - Как связать в одну цепочку, второе место по торговым площадям на душу населения, улицы погибших гипермаркетов и интерес к рынку Башкортостана со стороны федеральных игроков?
Иван Федяков: - Второе место по розничному товарообороту на душу населения, мне кажется это параметр очевидный. Как связать улицу погибших гипермаркетов? Да очень просто.
Максим Щёголев, директор по развитию ГК «О'Кей»: - Нет этой улицы. Стоят федеральные ритейлеры, и еще «Ашан» приходит туда, и ничего, все нормально. Один финн сказал, что туда никогда не пойдет, и он не пойдет, а все остальные пошли и нормально себя чувствуют. И то, что «Ашан» приходит на эту улицу, еще только больше подтверждает — нормальная улица, хорошая улица.
Иван Федяков: - Знаете, как сотрудники магазина Metro называют свой магазин на этой улице? Музей товаров. Санкт-Петербург перенасыщен гипермаркетами. У нас на душу населения 11 гипермаркетов в городе. Больше 40 в целом. Это больше, чем в Москве. Есть районы города, где они могут быть востребованы, но в некоторых случаях — это перебор.
По поводу того, как связать это с Уфой? Обороты розничной торговли крупнейших сетей Уфы — 6 млрд. руб. Оборот X5 — 225 млрд. руб. за год, «Магнит» - 169 млрд. руб. Весовые категории и то, что раньше федеральные сети довольствовались теми регионами, где они были представлены, экспансия в другие регионы шла не всегда. Прошу прощения, если я не прав, но сейчас выход в регионы. Это процесс жизненно необходимый для федеральных игроков, для продолжения роста, поэтому они будут идти в регионы. Они будут идти в те регионы, где наблюдается прирост розничного товарооборота, и Уфа — хороший пример. Спасибо.
С полной видео-версией форума Вы можете ознакомиться перейдя по ссылке
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний