В большей степени спад затронул тепловозостроительные компании – объем их производства сократился почти в 2 раза, электровозостроитльные компании сократили производство в 1,33 раза. Лидером по количеству произведенных локомотивов в 2009 году оказался ООО "ПК "Новочеркасский электровозостроительный завод" – 177 шт., за ним следует ЗАО "УК "Брянский машиностроительный завод", выпустивший 90 шт., на третьем месте ОАО ХК "Коломенский завод" – 53 шт. Выручка ЗАО "Трансмашхолдинг", крупнейшего из 8 локомотивостроительных предприятий СНГ, снизилась на 26%, а уровень загрузки мощностей на 34%. Всего в России было произведено 416 единиц тягового состава, что на 37,4% меньше, чем в 2008 году.
Ключевым фактором, повлиявшим на производство локомотивов, стало сокращение спроса ОАО "РЖД", пересмотревшего в 2009 году свою инвестиционную программу с 434,2 млрд. руб до 252,3 млрд.руб." – объясняет генеральный директор агентства "INFOLine" Иван Федяков.
Кроме того, частные компании в 2008-2009 гг. вообще прекратили закупку локомотивов из-за неясности вокруг статуса частного тягового состава. В 2010 году должен был завершиться третий этап реформирования железнодорожного транспорта, который предусматривал создание развитого конкурентного рынка перевозок, в том числе развитие частной собственности на магистральные локомотивы (предполагалось, что на данном этапе реформирования часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности). Однако в настоящий момент сохраняется неопределенность по статусу частных локомотивов и вообще локомотивной тяги: будет ли она отделена от инфраструктуры или останется в ее составе.
В тоже время "Стратегия развития транспортного машиностроения в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" предполагает, что для обеспечения потребностей российской экономики в перевозках требуется ежегодно приобретать более 935 единиц локомотивов. При этом, в 2008 гг. закупки тягового состава составили 50% от целевых ориентиров, в 2009 году объем закупок тягового состава в России сократился еще на 20% (335 ед.). В 2010 году закупки ОАО "РЖД" планируется увеличить до 365 единиц, что существенно ниже показателей 2008 года.
По оценкам Минпромэнерго, уровень износа основных фондов ОАО "РЖД", в 2008 году составлял 58,9%, а амортизационный износ подвижного состава по тепловозам равен 84,2%, по электровозам - 72,5%. При этом около 7 тыс. локомотивов требуют списания по срокам службы, а для полного обновления парка тягового состава необходимо до 2015 года поставить железнодорожному транспорту 9480 локомотивов нового поколения.
В рамках Исследования "Рынок локомотивов России и стран СНГ" специалисты ИА "INFOLine" провели анализ одного из наиболее сложных рынков продукции железнодорожного машиностроения – тягового состава.
Исходными предпосылками, определившими проблематику Исследования стали следующие:
• неопределенность правового статуса частного тягового состава в условиях реформирования железнодорожного сектора России;
• высокий уровень концентрации в отрасли и ограниченное количество производственных предприятий;
• отставание российских локомотивостроительных предприятий от международных компаний по техническим характеристикам и качеству тягового состава, а также по качеству сервисного обслуживания;
• монопсонический характер российского рынка и рынка других стран "Пространства 1520", обусловливающий высокий уровень волотильности спроса в зависимости от условий формирования инвестиционной программы ОАО "РЖД" и железнодорожных администраций других стран.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний