По данным ежемесячного рейтинга торговых сетей FMCG России, подготовленного аналитиками ИА "INFOLine", прирост торговых площадей ТОР-70 российских ритейлеров в апреле 2010 года превысил рост за весь первый квартал.
За первые три месяца 2010 года площади российских сетей выросли на 20 тыс. кв. метров, а уже в апреле аналитики наблюдали рост более чем на 38 тыс.кв.м. Так, по оценке аналитиков INFOLine, в январе 2010 года наблюдалось активное закрытие торговых объектов, но уже в феврале наметилась положительная динамика, и в марте прирост составил 50 тыс.кв.м.
"Столь существенная разница объясняется продолжавшейся в начале года во многих розничных компаниях программой оптимизации бизнеса, которая предполагала в том числе и закрытие неэффективных торговых объектов, а также активизиции инвестиционной активности весной 2010 года", - объясняет генеральный директор компании "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров.
При этом тенденция закрытия объектов была характерна как для федеральных (ГК "Дикси" и ГК "Виктория"), так и для региональных ритейлеров (ГК "Холидей"). В феврале 2010 года практически полностью свернула операции на российском розничном рынке вторая по величине в мире сеть Carrefour, которая закрыла открывшиеся во II полугодии 2009 года гипермаркеты в Москве и в Краснодаре и не начала работу второго гипермаркета в Москве и объекта в Липецке, по которым ранее были заключены договоры аренды.
Итоги апреля еще раз подтвердили перспективность формата "дискаунтер". Количество магазинов в данном формате, по состоянию на 1 мая 2010 года увеличилось на 29 объектов и составило более 8697, а их общая торговая площадь более 3072 тыс. кв. м. Следует отметить, что общее количество магазинов ТОП-70 ритейлеров FMCG составляет более 10209 общей площадью более 6830 тыс. кв. м.
Новые точки в апреле открывали сети "Копейка", "Полушка" (ЗАО "Форвард"), "Высшая лига", "Система РегионМарт" (3 магазина купленной в марте сети "Элис"), "Мария-Ра", "Семья" (ТД "Интерторг"), "Любимый магазин" и др. При этом были закрыты дискаунтеры сетями "Монетка", "Праздничный", "Семья" (ТД "Семья") и др.
"Дискаунтер продолжит оставаться ключевым форматом для российских ритейлеров по крайней мере до конца 2010 года", - прогнозирует Михаил Бурмистров. "Что касается формата супермаркет, то будет продолжаться изменение его концепции: повышение доли свежих продуктов в ассортименте, а также сокращение доли не продовольственных товаров. Подобная программа реализуется сегодня сетями "Перекресток" и "Ашан-Сити"".
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний