Генеральный директор агентства INFOLine-Аналитика запустил блог Ритейловедение на портале Slon.ru. В соих постах Михаил будет комментировать наиболее важные события розничной торговли. Прочитать все материалы Вы можете нажав здесь.
Тема второго поста - итоги сети Мосмарт за полтора года: Говорить о восстановлении рано.
Судя по результатам, которые «Мосмарт» опубликовал впервые за полтора года, проблем у этой сети все еще хватает Хорошо: «Мосмарт» впервые за долгое время раскрыл финансовые показатели. Мы год гадали, что же там происходит на самом деле, а масштабы падения выручки в 2008 году оказались даже больше прогнозов. На мой взгляд, все совсем не так обнадеживающе, как в компании пытаются представить.
Пика в своем развитии сеть достигла в 2007 г.: тогда ее оборот был 15,7 млрд руб. В 2008 г. выручка снизилась до 12,65 млрд руб. Если помните, «Мосмарт» первым залихорадило, и проблемы у них начались уже во второй половине 2008 г. А если судить по итогам первого квартала 2010-го, падение в целом по году будет почти в полтора раза даже по сравнению с уже проблемным 2008 г.
А вот какими должны быть нормальные показатели сети гипермаркетов? Сейчас у «Мосмарта» остается около 75 000 кв. м торговых площадей. Чтобы сеть была рентабельной, нужны продажи с 1 кв. м не менее, чем $7000 в год. Это годовой оборот от 15 млрд руб. «Мосмарт» на такие показатели не выходит ни в каком приближении, и при нынешней выручке их работа убыточна.
И это не все. «Мосмарт» продолжает закрывать магазины. Не завершен процесс оптимизации. Платежи поставщиками осуществляются с опозданием (по крайней мере, так было в январе–феврале). При этом реструктуризация задолженности перед поставщиками также была проведена на достаточно жестких условиях. В результате, ряд крупных поставщиков до сих пор с ними не работает. Кто-то готов работать, но на условиях предоплаты или близких к этой схеме. И в целом среди поставщиков продолжает сохраняться высокий уровень неопределенности по ситуации в сети. В результате, у «Мосмарта» нет возможностей получить действительно низкую цену, так как даже те поставщики, кто продолжил сотрудничать с сетью, закладывают определенную наценку за риск.
Таким образом, ситуацию никак нельзя назвать обнадеживающей. Напротив, она продолжает оставаться достаточно сложной. Лояльные покупатели сети в течение 2008 г. перешли в другие магазины. Причем, пока «Мосмарт» находился в глубоком кризисе, рынок продолжал развиваться, и в 2009 г. в России было открыто более 40 гипермаркетов. Сейчас – не 2005 г., когда можно было восстановить функционирование простаивавшего почти полгода без товара гипермаркета в силу отсутствия конкуренции. Все города, в которых работает «Мосмарт», – высококонкурентные. За это время в них пришли те же «Карусель» или «О'Кей». Поэтому большой вопрос, насколько «Мосмарт» может еще удержаться даже на полученных показателях. В случае, если не будет проведен ребрендинг, то наиболее вероятен сценарий, при котором выйти на безубыточность не удастся ни в 2010, ни в 2011 г.
Как целостный бизнес «Мосмарт» сейчас стоит существенно меньше, чем величина его долговой нагрузки. Думаю, что в связи с этим и была проведена смена команды: Виталий Подольский (бывший финансовый директор X5), взявшийся за восстановление бизнеса, понял, что ситуация в сети оказалась значительно хуже, чем представлялась изначально. Многие из менеджеров, которые действительно могли поднять этот бизнес, отказались, так как с большой вероятностью снискать лавры не удастся, а вот набить шишек и испортить себе репутацию можно запросто. Поэтому команде Матвея Брилинга сейчас не позавидуешь, так как задача перед ней стоит не просто сложная, а чрезвычайно сложная – на грани невыполнимости.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний