В 2008-2009 гг. многим сетевым ритейлерам Самары пришлось оптимизировать количество магазинов, некоторые и вовсе были вынуждены уйти с рынка. В то же время новые магазины сети в регионе продолжают открываться: так, по состоянию на июль 2009 года в Самарской области открыто более 720 сетевых магазинов, а в течение первых шести месяцев этого года их количество выросло более чем на 20.
Наибольшее увеличение числа торговых объектов произошло в формате «магазин у дома», так с учетом закрытий и открытий формат увеличился на 12 новых магазинов. Но если сравнивать прирост числа магазинов с показателем за II полугодие 2008 года, когда в Самарской области было открыто 40 новых магазинов у дома, видно, что темп роста значительно снизился. Наибольший прирост по числу магазинов в I полугодии 2009 года продемонстрировала сеть "Магнит", которая открыла 8 новых магазинов. Во II полугодии 2009 года формат «магазин у дома» продолжит развиваться, но темпы развития снизятся еще больше и, по прогнозам специалистов ИА "INFOLine", до конца 2009 года, в Самарской области прирост числа новых магазинов формата "у дома" составит не более 15 объектов.
Эксперты ИА «INFOLine» также отмечают, что в I полугодии 2009 года в Самарской области не было открыто ни одного супермаркета, к тому же был закрыт "Мосмарт-экспресс". При этом в течение второго полугодия 2008 года в формате супермаркет было открыто всего 2 новых торговых объекта - "Миндаль" и "Остап". В 2009 году в регионе в формате «супермаркет» складывается ситуация, когда в Самаре и нестоличных городах региона развитие супермаркетов еще может продолжаться, а в Тольятти наблюдаются тенденция сокращения количества объектов. Во II полугодии 2009 года развитие формата «супермаркет» может несколько активизироваться: так, ожидаются открытие новых объектов сетями "Элит" и "Радна". В то же время не исключено продолжение тенденции закрытия объектов: в частности возможно закрытие супермаркета "Матрица" объектов сети "Патэрсон", а также закрытие некоторых супермаркетов в Тольятти.
Гипермаркетам специалисты ИА «INFOLine» сулят более благоприятное будущее. В то же время во II полугодии 2009 года открытие новых объектов данного формата может не произойти в связи с проблемами при реализации девелоперских проектов. Гипермаркеты, расположенные в Тольятти, в 2009 году столкнутся со снижением выручки, которое может усилиться в 2010 году после завершения программы оптимизации численности рабочих ОАО "АвтоВАЗ".
Таким образом, розничная торговля в Самарской области находится на переломном этапе. В условиях ухудшения экономических показателей и сокращения доходов населения развитие ритейла значительно замедлится, а конкуренция резко усилится (особенно в форматах «супермаркет» и «гипермаркет»). Все эти факторы, подводят итоги аналитики ИА «IFOLine», неизбежно приведут к консолидации рынка, вытеснению финансово неустойчивых ритейлеров и усиления позиций федеральных и международных сетей.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.