На сегодняшний день лишь два из семнадцати крупнейших городов России имеют «высокий уровень насыщенности» гипермаркетами. По данным аналитиков ИА «INFOLine» в Санкт-Петербурге на 1 млн. жителей приходится 11,8 гипермаркетов, в Краснодаре – 11,5, во всех остальных регионах этот показатель не превышает 9 объектов.
Так в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ижевске, Екатеринбурге на 1 млн. жителей приходится от 7 до 9 гипермаркетов. В Челябинске, Ростове-на-Дону, Казани, Уфе, Саратове, Перми и Самаре этот показатель не превышает 6 объектов данного формата, а Москва и Ставрополь располагают лишь 3-мя и менее «магазинами» на миллион человек.
По данным исследования «Потребительский рынок и торговля FMCG России» только Санкт-Петербург, Ижевск, Новосибирск, Саратов, Нижний Новгород и Волгоград можно назвать, высококонкурентными с точки зрения развития сетевой розничной торговли – на организованный ритейл в них приходится не менее 40% рынка розничной торговли продовольственными товарами. Однако даже среди этих городов только в Санкт-Петербурге, Ижевске и Нижнем Новгороде широко представлены все виды современных розничных форматов - гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома. Саратов, Волгоград и Новосибирск напротив, характеризуются менее развитым сегментом супермаркетов и превалированием "магазинов у дома" и "гипермаркетов". Что касается остальных городов, описанных в исследовании, то можно говорить только о конкуренции в отдельных районах города и/или форматах.
Не смотря на то, что в настоящий момент темпы прироста торговых площадей «гипермаркетов» значительно сократились из за сложности финансирования таких проектов, можно говорить о значительном потенциале развития данного формата в регионах России и интересе к нему сетевых ритейлеров. «Так, в 2008 году невозможность эффективной региональной экспансии большинством федеральных ритейлеров в форматах "магазин у дома" и "супермаркет", позволило увеличить долю "гипермаркетов" в общем приросте торговых площадей до 50%. Среди городов, в которых мы проводили свои исследования, можно выделить Нижний Новгород, где доля "гипермаркетов" в структуре оборота розничной торговли увеличилась почти на 10%, Волгоград, Уфу и Краснодар – там рост составляет более чем 8%, в Перми, Казани и Ростове-на-Дону увеличение составило 5%» - говорит руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров.
Справка об исследовании:
Исследование "Торговые сети FMCG России: аналитическая часть" включает описание основных показателей развития экономики и розничной торговли региона, характеристику рынка торговой недвижимости региона и описание состояния неорганизованной торговли региона (рынков), анализ основных тенденций, текущего состояния и перспектив развития розничной торговли и торговых сетей FMCG в России. В том числе анализ структуры розничной торговли по форматам, в 2008 году и январе-мае 2009 года, описание деятельности сетей, представленных в регионе, в том числе их операционные и финансовые показатели.
В рамках проделанной работы, аналитики «INFOLine» проанализировали состояние розничной торговли в 18 городах и регионах России (Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Киров, Краснодар, Москва, Московская область, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Уфа и Челябинск).
Справка об ИА «INFOLine»:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний