Так, в апреле 2009 года в сегменте продовольственных товаров сильнее всего подорожалисахар, мясо и птица. Кроме того, значительный рост наблюдался на хлебобулочные изделия, на молоко и молочные продукты. А вот масло подсолнечное, яйца и плодовоощная продукция продемонстрировали даже отрицательные темпы роста цен.
По данным «Рейтинга торговых сетей FMCG», подготовленного аналитиками ИА «INFOLine», цены на продовольственные товары в январе-апреле 2009 года в сетевых магазинах увеличились в среднем не менее чем на 15-20%, причем на говядину и свинину на 25% и более. По оценкам специалистов ИА "INFOLine", в ассортименте российских розничных торговых сетей FMCG не более 25% товаров произведены без использования импортного сырья, поэтому высокие темпы инфляции в апреле 2009 года обусловлены в первую очередь девальвацией рубля. Эксперты ИА «INFOLine» также отмечают, что доля импортных товаров в сетях магазинов у дома в России, как правило, составляет от 10 до 20% и демонстрирует тенденцию к уменьшению.
Одним из наиболее важных факторов, способствующих росту цен, эксперты ИА «INFOLine» отмечают неблагоприятные условия для конкуренции в сетевой розничной торговле между отечественными и импортными товарами. «В условиях увеличения отсрочки платежа и роста дебиторской задолженности российские компании сталкиваются с ухудшением финансового положения и вынуждены пересматривать стратегию взаимодействия с ритейлерами, выводя свою продукцию из некоторых торговых сетей или повышая цены. Таким образом, в I квартале 2009 года, несмотря на девальвацию рубля, доля импортных продовольственных товаров снизилась несущественно», - комментирует ситуацию аналитик ИА «INFOLine» Елена Богомякова .
Специалисты ИА «INFOLine» особое внимание обращают на то, что в основе высоких темпов роста цен на продовольственные товары, наблюдавшихся как в начале 2008, так и в начале 2009 гг., лежат принципиально разные факторы: в 2008 году ситуация на внутреннем продовольственном рынке определялась положением дел на мировых товарных рынках, где отчетливо проявлялись последствия мирового продовольственного кризиса, а в 2009 году основной вклад в ускорение роста цен на продукты питания привнесла динамика валютных курсов.
«В апреле 2009 года доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли в России выросла до 49,4%, что обусловлено опережающим ростом цен на продукты питания в условиях экономического кризиса. В январе-апреле 2009 года доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли России составила 48,8%. Таким образом, сокращение потребления непродовольственных товаров ввиду снижения доходов и сокращения сбережений в 2009 году приобретает все более масштабный характер», - утверждают эксперты ИА «INFOLine».
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.