Аналитики ИА «INFOLine» проанализировали состояние розничной торговли FMCG России, а также влияние кризиса на данную отрасль. Эксперты подсчитали, что в 2009 году в регионах России закроется около 15% всех торговых сетей в регионах и более 5 % в крупных городах. По мнению специалистов ИА "INFOLine", высококонкурентными городами с точки зрения развития сетевой розничной торговли на сегодняшний день являются Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск, Краснодар, Нижний Новгород и Волгоград. В 2008 году в этих городах организованный ритейл занимал не менее 40% рынка торговли продовольственными товарами.
По данным обзора "Розничная торговля продуктами питания России 2008-2009 гг. Влияние кризиса", лидером по темпам роста розничного товарооборота является Казань, Челябинск, Краснодар и Екатеринбург, причем в Казани розничный товарооборот за 2005-2008 гг. вырос более чем в два раза. В среднем по России данный показатель составляет 1,66. В то же время только Москва, Самара и Волгоград продемонстрировали темпы роста ниже среднероссийских. При этом если в Москве низкие темпы роста оборота обусловлены насыщением потребительского рынка, то в Самаре и Волгограде – макроэкономической ситуацией.
В результате проведенного исследования "Розничная торговля продуктами питания России 2008-2009 гг. Влияние кризиса" аналитики ИА «INFOLine» пришли к выводу, что наиболее привлекательными для ритейлеров городами в 2009 году окажутся Пермь, Уфа, Краснодар, Екатеринбург, Челябинск и Самара. Именно в этих городах зафиксирован наиболее высокий показатель плотности оборота розничной торговли на душу населения. Данный показатель еще более высок в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Казани, здесь ритейлерам вероятнее всего стоит открывать крупноформатные торговые объекты. Однако, как отмечают аналитики ИА «INFOLine», не стоит забывать о высокой плотности розничного товарооборота, которая, как правило, обусловливает и более высокий уровень конкуренции среди сетевых магазинов.
Обратная ситуация складывается в Ижевске, Кирове, Саратове и Волгограде. Здесь зафиксирован более низкий уровень розничного товарооборота на душу населения и его плотности на единицу площади. В результате данные города являются менее привлекательными для ритейлеров. Особенно это касается Саратова, Ижевска и Кирова. Здесь показатель оборота розничной торговли составляет менее 100 тыс. руб. на душу населения. Как отмечают, аналитики ИА «INFOLine», особняком стоит Санкт-Петербург. Несмотря на более низкий показатель розничного товарооборота в этом городе, высокая плотность городской застройки и населения, что позволяет ритейлерам эффективно развиваться за счет большего количества потенциальных покупателей, проживающих или работающих вблизи от торговых объектов.
Среди ключевых факторов, определяющих перспективы развития FMCG в регионах, руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров, назвал величину доходов жителей населенных пунктов, где планируется открытие торгового объекта, а также наличие объектов торговой недвижимости, обеспечивающих высокий уровень проходимости и достаточный для обеспечения рентабельной работы уровень арендной платы. Михаил Бурмистров также добавил, что «для большинства российских ритейлеров наиболее целесообразным вариантом станет открытие торговых объектов на арендованных площадях в тех регионах, где сети уже представлены и сформированы удобные логистические схемы».
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.