В России в 2008 году средний темп роста торговых площадей составил 20,7%, в 2007 году – 36,8%. По данным аналитиков ИА «INFOLine», в 2009 году в условиях экономического кризиса произойдет не менее чем двукратное снижение количества открытий гипермаркетов. Таким образом, темпы роста торговых площадей составят не более 10%, при этом с учетом закрытия объектов могут снизиться до 3% и менее.
По данным отраслевого обзора «Рейтинг торговых сетей FMCG России. Апрель 2009», подготовленного специалистами ИА «INFOLine», в I квартале 2009 года прирост торговых площадей крупнейших ритейлеров за счет открытия магазинов составил около 70 тыс. кв. м (0,8%). При этом, с учетом закрытий динамика данного показателя была отрицательной, в том числе из-за закрытия гипермаркетов "Алпи".
В апреле 2009 года аналитики ИА «INFOLine» зафиксировали усиление негативной динамики торговых площадей крупнейших ритейлеров. По оценкам экспертов ИА "INFOLine", прирост торговых площадей по крупнейшим ритейлерам не превысил 50 тыс. кв. м, причем значительная часть прироста обеспечена замещением торговых объектов испытывающих финансовые сложности ритейлеров более финансово устойчивыми.
Так, в Сибири гипермаркеты "Поляна" открываются на месте объектов сети "Алпи", в Санкт-Петербурге на месте закрывшегося гипемаркета "Мосмарт" открывается "Карусель", а на месте гипермаркета "НАШ" – "О'Кей". Как отмечают эксперты «INFOLine-Аналитика», наиболее высокие темпы сокращения были характерны для сети "Мосмарт", которая с начала 2009 года закрыла несколько торговых объекта площадью более 15 тыс. кв. м, и "Вестер" которая с начала 2009 года закрыла 3 торговых объекта (2 из них находятся на территории Украины) площадью более 10 тыс. кв. м.
Кроме того, как и прогнозировали специалисты ИА "INFOLine" продолжается процесс ухода с рынка региональных ритейлеров: так, в апреле 2009 года были закрыты оба гипермаркета Olson в Нижнем Новгороде общей торговой площадью более 12 тыс. кв. м. По данным «Рейтинга торговых сетей FMCG России», составленного аналитиками ИА «INFOLine», во II-III кварталах продолжится сокращение торговых площадей сети "Алпи", которая в конце марта 2009 года подала иск о признании себя банкротом. Таким образом, в мае-июне 2009 года продолжится ухудшение динамики прироста торговых площадей крупнейших ритейлеров России.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.