В последние пять лет для рынка теплоизоляционных материалов характерно увеличение производственных мощностей в связи с ростом спроса, который обусловлен во многом растущими темпами строительства. В 2003-2004 гг. в России началось масштабное техническое перевооружение существующих производств и строительство новых. Было введено около 90% всех мощностей по XPS, около четверти производств по выпуску стекловолокна и около 40% мощностей по каменной вате, выпускающих брендованную продукцию.
При этом, как отмечают аналитики ИА «INFOLine», доля рынка теплоизоляции, импортируемой из-за рубежа, в 2008 году снизилась в сегменте каменной ваты на 32%, в сегменте стекловолокна – более чем в 2 раза. С одной стороны, крупнейшие мировые игроки открыли заводы на территории России с целью заменить ввозимую продукцию на произведенную внутри страны и тем самым снизить транспортные и таможенные издержки. Этот процесс еще продолжается – ROCKWOOL ведет строительство нового завода помимо двух имеющихся, KNAUF Insulation, URSA, Paroc (см. карту в приложении) планируют создание новых производств, либо увеличение мощностей на действующих заводах.
С другой стороны, благоприятная конъюнктура рынка способствовала активизации компаний с российским капиталом, которые перевооружают заводы, существующие еще со времен СССР, либо организуют производство с нуля, проводят работы по улучшению характеристик производимой продукции. Снижению объемов импорта способствовало и падение темпов строительства в 2008 году, и ослабление рубля на фоне нестабильной экономической ситуации.
Вместе с этим по данным обзора «Рынок теплоизоляционных материалов в 2008 году», подготовленного аналитиками ИА «INFOLine», экспорт в 2005-2007 гг. демонстрировал положительную динамику – так, по минеральной вате в 2007 году по сравнению с 2005 годом он вырос в 3 раза, по стекловолокну – более чем в 2 раза. Продукция ввозилась в Украину и Казахстан, где наблюдается дефицит производственных мощностей по выпуску качественных теплоизоляционных продуктов, но при этом растут темпы строительства. Однако, как подсчитали специалисты ИА «INFOLine», в 2008 году объемы экспорта выросли только в сегменте пористого полистирола, причем существенно – с 2,3 до 3,8 тыс. т. В сегменте волокнистой теплоизоляции наблюдалась отрицательная динамика – по стекловолокну снижение составило 7%, по минеральной вате – 25%.
По мнению аналитиков ИА «INFOLine», в настоящее время наблюдается тенденция увеличения доли потребления общестроительной теплоизоляции, причем растущий спрос на данную продукцию в последние годы всё больше и больше удовлетворяется за счет продукции, произведенной на территории России.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.