Санкт-Петербург является лидером среди регионов России по концентрации сетевой розничной торговли. Доля оборота розничной торговли Санкт-Петербурга в январе-феврале 2009 года составила 35,21 % от общего объема в РФ. Лидирующие позиции на рынке города занимают созданные в городе сети гипермаркетов – "Лента", "О’Кей" и "Карусель". По состоянию на IV квартал 2008 года в Санкт-Петербурге всего представлено порядка 50 гипермаркетов. Лидером по торговым площадям в 2008 г. выступает компания X5 RetailGroup – 27% в структуре торговых площадей розничной торговли FMCG Санкт-Петербурга, на сети "Лента" приходится 15% и "О’Кей" - 17%.
По данным отраслевого «Рейтинга торговых сетей FMCG России», подготовленного аналитиками ИА "INFOLine", лидерами по объему чистой выручки по итогам 2008 года стали сети «X5 Retail Group N.V.» - 192,4 млрд. руб., «Магнит» - 132,4 млрд. руб. и «Лента» - 50,8 млрд. руб. По данным аналитиков ИА "INFOLine", в 2006-2007 гг. лучшие показатели по приросту выручки представили гипермаркеты «Auchan» (591,1%) и «Карусель» (166,6%).
По мнению специалистов ИА "INFOLine" в 2009 году компания Auchan увеличит оборот в Санкт-Петербурге за счет открытия мини-гипермаркетов "Ашан-сити" в 2008 году. Однако X5 Retail Group сохранит лидирующие позиции в регионе, в т.ч. и за счет мультиформатного развития. Несмотря на то, что рынок Санкт-Петербурга в формате "гипермаркет" характеризуется высоким уровнем насыщенности, в течение 2008 года в регион вышла финская сеть "Prisma", открыв в регионе 2 торговых объекта – гипермаркет торговой площадью 8,5 тыс.кв.м. и супермаркет торговой площадь. 2,5 тыс.кв.м. Кроме того, весной 2009 г. холдинг SOK планирует открыть третий в Петербурге супермаркет Prisma площадью 4 тыс.кв. в торгово-деловом центре "Карелия" компании "Адамант".
Аналитики ИА "INFOLine" отмечают, что в 2007-2008 гг. доля формата "магазин у дома" снизилась с 39% до 35%, а доля формата "супермаркет" колебалась на уровне 10%. По мнению специалистов ИА "INFOLine", в 2009 году указанная пропорция распределения форматов сохранится. Однако в среднесрочной перспективе в связи с финансовым кризисом развитие формата "гипермаркет" может несколько приостановиться. Подготовив исследование "Торговые сети FMCG России", аналитики ИА "INFOLine" пришли к выводу, что наиболее привлекательным в Петербурге с точки зрения перспектив развития выступает формат "магазин у дома". О планах по дальнейшему развитию данного формата в Санкт-Петербурге заявили сети "Полушка" и "Экспресс-Ритейл" - дочерняя компания X5 Retail Group. Сеть «Полушка», представленная в Санкт-Петербурге площадью 300-500 кв.м., планирует развивать еще один розничный формат – "Полушка-мини". Новые магазины будут в два раза меньше "Полушки" (торговой площадью 150-125 кв.м) и расположатся преимущественно в жилых домах центральной части города.
Эксперты "INFOLine-Аналитика", проведя подробный анализ состояния рынка торговли FMCG в 18 регионах России, отмечают, что Санкт-Петербург характеризуется значительной концентрацией сетевой розничной торговли, в городе практически отсутствуют рынки, при этом на формат "гипермаркет" приходится более 50% в обороте сетевой розничной торговли города. На 1 млн. жителей Санкт-Петербурга приходится около 10 гипермаркетов. По состоянию на IV квартал 2008 года суммарные торговые площади гипермаркетов составили 393,2 тыс.кв.м., по сравнению с 2007 годом рост составил 11%. Однако в связи с большой насыщенностью рынка гипермаркетов Санкт-Петербурга, некоторые сети могут быть вытеснены с рынка. Так, слабые позиции в регионе занимает сеть гипермаркетов "Наш гипермаркет", что обусловлено, прежде всего, неустойчивым финансовым положением компании "Седьмой Континент".
Справка:
ИА "INFOLine" - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА "INFOLine" входит: "INFOLine - Мониторинг" (оперативный сбор экономических новостей), "INFOLine - Аналитика" (разработка и реализация аналитических продуктов), "INFOLine – PR" (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал "ADVIS.ru". Миссия "INFOLine" - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.