Аналитики ИА "INFOLine", впервые проведя подробный анализ состояния рынка розничной торговли в регионах России, пришли к выводу, что лидером по темпам роста является Казань, Челябинск, Краснодар и Екатеринбург. При этом в Казани розничный товарооборот за 2005-2008 гг. вырос более чем в два раза, по сравнению с 1,66 – по России. Вместе с тем, только три города продемонстрировали темпы роста ниже среднероссийских: Москва, Самара и Волгоград. При этом если в Москве низкие темпы роста оборота обусловлены насыщением потребительского рынка, то в Самаре и Волгограде – макроэкономической ситуацией.
Аналитики ИА "INFOLine", проанализировав состояние розничной торговли FMCG в регионах России, отмечают, что ключевыми факторами, определяющими перспективы развития отрасли, будут величина доходов жителей населенных пунктов, где планируется открытие торгового объекта, а также наличие объектов торговой недвижимости, обеспечивающих высокий уровень проходимости и достаточный для обеспечения рентабельной работы уровень арендной платы.
По оценкам ИА "INFOLine", лидером по уровню развития сетевой розничной торговли в целом и доле гипермаркетов в 2006-2008 гг. остается Санкт-Петербург. По мнению экспертов, высококонкурентными с точки зрения развития сетевой розничной торговли можно признать только города, в которых организованный ритейл занимал в 2008 году не менее 40% рынка торговли продовольственными товарами – это Санкт-Петербург, Ижевск, Новосибирск, Саратов, Нижний Новгород и Волгоград. Однако даже среди этих городов только Санкт-Петербург, Ижевск и Нижний Новгород характеризуются диверсифицированной структурой сетевой торговли по форматам, в то время как Саратов, Волгоград и Новосибирск характеризуются менее развитым сегментом «супермаркетов» и превалированием «магазинов у дома» и «гипермаркетов». Что касается остальных городов, то можно говорить о конкуренции в отдельных районах города и/или форматах.
По данным исследования «Торговые сети FMCG России», невозможностью организации эффективной региональной экспансии в форматах «магазин у дома» и «супермаркет» во многом объясняется высокий интерес к развитию формата «гипермаркет», в 2007-2008 году до 50% прироста торговых площадей крупнейших ритейлеров пришлось именно на данный формат. В результате в 2008 году в большинстве городов доля гипермаркетов в структуре оборота сетевой розничной торговли существенно увеличилась, в том числе в Нижнем Новгороде – почти на 10%; в Волгограде, Уфе и Краснодаре – более чем на 8%; в Казани, Перми и Ростове-на-Дону – более чем на 5%.
По мнению экспертов ИА "INFOLine", в 2009 году в результате резкого ухудшения финансового положения федеральных и местных ритейлеров доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами в большинстве городов вырастет несущественно или стабилизируется. В ряде регионов крупнейшие местные сети, занимающие значительную долю рынка, испытывают финансовые сложности ("Матрица" в Уфе, "Эдельвейс" в Казани) или обанкротились ("Незабудка" в Челябинске, "В яблочко" в Саратове), что открывает значительные возможности открытия на освободившихся местах новых торговых объектов федеральных ритейлеров.
По словам руководителя отдела аналитики ИА "INFOLine" Михаила Бурмистрова, несмотря на то, что доля торговых сетей FMCG в большинстве городов ниже 40%, в 2009 году важнейшим драйвером развития ритейла будет являться не сокращение доли несетевой торговли, а замещение объектов местных сетей федеральными.
Справка:
ИА "INFOLine" - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА "INFOLine" входит: "INFOLine - Мониторинг" (оперативный сбор экономических новостей), "INFOLine - Аналитика" (разработка и реализация аналитических продуктов), "INFOLine – PR" (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал "ADVIS.ru". Миссия "INFOLine" - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.