В 2003-2007 годах рынок строительных материалов России демонстрировал ежегодный рост на уровне 8-10%, а производство теплоизоляционных материалов с 2003 года увеличилось более чем в два раза, при этом ежегодный рост составлял 15-18%. По оценкам аналитиков ИА "INFOLine", рынок теплоизоляционных материалов в 2003-2008 гг. стал одним из наиболее динамично развивающихся сегментов промышленности строительных материалов в России.
В 2008 году, несмотря на снижение темпов строительства - 12,8% против 18% в 2007 году, сохранилась активность на рынке теплоизоляционных материалов, действующие игроки открывали производства и начинали реализацию новых инвестиционных проектов, выводили на рынок новые продукты и осваивали инновационные технологии, расширяя рынки сбыта. К такому выводу пришли эксперты "INFOLine-Аналитика".
Специалисты впервые подробно охарактеризовали основные тенденции на рынке теплоизоляционных материалов, проанализировали ключевые события, произошедшие на рынке в 2008 году, а также описали крупнейших игроков в сегментах каменной ваты, стекловолокна и экструдированного пенополистирола.По данным экспертов "INFOLine-Аналитика", объем рынка теплоизоляционных материалов в 2008 году составил около 31 млн. куб. м.1 против 27 млн. кубических метров в 2007 году и продемонстрировал рост на уровне 15%. Как показал производств по выпуску стекловолокна и около 40% мощностей по каменной вате отраслевой обзор "Рынок теплоизоляционных материалов в 2008 году», подготовленный специалистами ИА "INFOLine", темпы роста рынка снизились по сравнению с 2007 годом на 0,5%, по сравнению с 2005-2006 годами – на 2%.
Ежегодный рост в строительном секторе на уровне 18% привел к увеличению спроса на теплоизоляционные материалы. Аналитики ИА "INFOLine" с 2005 года анализируют развитие данной отрасли, а также отслеживают основные события, происходящие на рынке теплоизоляционных материалов. Подготовив исследование "Рынок теплоизоляционных материалов в 2008 году" эксперты выделили 45 заводов в РФ по производству ТИМ, выпускающих брендованную продукцию. Общая мощность данных предприятий составляет 36-37 млн. куб.м. По оценкам экспертов ИА "INFOLine", в 2005-2008 годах было введено около 90% всех мощностей по XPS, около четверти производств по выпуску стекловолокна и около 40% мощностей по каменной вате, выпускающих брендованную продукцию.
Доля рынка теплоизоляции, импортируемой из-за рубежа, по результатам проведенного анализа рынка теплоизоляционных материалов, в 2008 году снизилась – в сегменте каменной ваты – на 32%, в сегменте стекловолокна – более чем в 2 раза. С одной стороны, крупнейшие мировые игроки открыли заводы на территории России с целью заменить ввозимую продукцию на произведенную внутри страны и тем самым снизить транспортные и таможенные издержки. С другой стороны, благоприятная конъюнктура рынка способствовала активизации компаний с российским капиталом, которые перевооружают заводы, существующие еще со времен СССР, либо организуют производство с нуля, проводят работы по улучшению характеристик производимой продукции.
Кроме того, аналитики ИА "INFOLine" отмечают, что экспорт в 2005-2007 гг. демонстрировал положительную динамику – так, по минеральной вате в 2007 году по сравнению с 2005 годом он вырос в 3 раза, по стекловолокну – более чем в 2 раза. Продукция ввозилась в Украину и Казахстан, где наблюдается дефицит производственных мощностей по выпуску качественных теплоизоляционных продуктов, но при этом растут темпы строительства. Однако, в 2008 году объемы экспорта выросли только в сегменте пористого полистирола, причем существенно – с 2,3 до 3,8 тыс. т. Эксперты ИА "INFOLine" отмечают, что в сегменте волокнистой теплоизоляции наблюдалась отрицательная динамика – по стекловолокну снижение составило 7%, по минеральной вате – 25%.
Справка:
ИА "INFOLine" - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА "INFOLine" входит: "INFOLine - Мониторинг" (оперативный сбор экономических новостей), "INFOLine - Аналитика" (разработка и реализация аналитических продуктов), "INFOLine – PR" (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал "ADVIS.ru". Миссия "INFOLine" - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.
Подробнее об отраслевом обзоре "Рынок теплоизоляционных материалов в 2008 году":
В обзоре "Рынок теплоизоляционных материалов в 2008 году" специалисты ИА "INFOLine" привели описание более 20 крупных игроков отрасли (45 крупных заводов теплоизоляционных материалов), включающее следующие элементы: контактные данные компании, история создания компании и положение в отрасли, состояние производственных мощностей, ассортимент продукции, финансовые показатели за 2006-2007 гг., данные о сбытовой деятельности, инвестиционная деятельность. Также обзор "Рынок теплоизоляционных материалов в 2008 году" дополнен картой размещения производственных мощностей заводов по выпуску теплоизоляционных материалов на территории России.
1 Данные Ассоциации РАПЭКС (Ассоциация производителей экструдированного пенополистирола)