При этом в 2009 году большинство российских вагоностроительных предприятий вынуждены будут существенно сократить выпуск подвижного состава и переориентироваться на вагоноремонт и выпуск комплектующих. По оценкам ИА "INFOLine", в 2008 году в России было произведено 43,85 тыс. магистральных грузовых вагонов, что более чем в 2 раза превышает показатели 1990 года. В то же время в 2008 году в условиях роста цен на подвижной состав российские частные операторы и лизинговые компании снизили объем закупок новых грузовых вагонов с 47,4 до 42 тыс. единиц (при этом более 70% объема закупок произведено лизинговыми компаниями).
По данным исследования «Железнодорожное машиностроение: производство и конъюнктура рынка грузового подвижного состава», подготовленного аналитиками агентства «INFOLine», в I полугодии 2008 года ограничением для роста выпуска грузовых вагонов в России был дефицит вагонного литья, а в IV квартале 2008 года наблюдалось резкое сокращение спроса, обусловленное снижением грузовых перевозок в условиях экономического кризиса. По данным экспертов «INFOLine-Аналитика», в 2008 году темпы роста выпуска подвижного состава составили 8 %, по сравнению с 20% в 2007 году. Ключевыми факторами роста производства грузовых вагонов в России стало увеличение выпуска такими предприятиями, как ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (14%), ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод» (13,8%), ЗАО «Промтрактор-Вагон» (15, 4%), ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения» (31,2%) и ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод» (54,4%). Кроме того, в 2008 году в России было запущено несколько новых вагоностроительных производств.
В 2009 году в условиях экономического кризиса наиболее сильные проблемы с загрузкой мощностей, по данным исследования «Железнодорожное машиностроение: производство и конъюнктура рынка грузового подвижного состава», подготовленного специалистами «INFOLine-Аналитика», будут испытывать «НПК «Уралвагонзавод», «Алтайвагон», «Брянский машиностроительный завод», а также Барнаульский и Рославльский ВРЗ.
Аналитики ИА « INFOLine » проанализировали состояние железнодорожного машиностроения В 2008 году в связи с ростом спроса со стороны ОАО "РЖД" и частных операторов, производство полувагонов, кроме ОАО "НПК "Уралвагонзавод", начал ряд других предприятий, причем рост цен на полувагоны существенно улучшил экономику производства, несмотря на высокие цены на металлопрокат и вагонное литье. В то же время цены на полувагоны недолго продержались на пике и с сентября 2008 года стремительно снижаются (к марту 2009 года достигнут уровень начала 2007 года).
Объем экспорта новых грузовых вагонов из России в 2008 году составил 2,12 тыс. единиц. При этом генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что в 2009 ожидается значительное увеличение данного показателя в связи со снижением спроса на внутреннем рынке, падением цен и острой потребностью стран СНГ и Балтии в обновлении парка подвижного состава. При этом в 2009 году в связи со снижением спроса импорт подвижного состава из Украины сократится не менее чем в два раза и не превысит 11 тыс. единиц.
Справка:
ИА «INFOLine» - это информационно-консалтинговое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В ИА «INFOLine» входит: «INFOLine - Мониторинг» (оперативный сбор экономических новостей), «INFOLine - Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), «INFOLine – PR» (организация работы со средствами массовой информации), а также информационный портал «ADVIS.ru». Миссия «INFOLine» - способствовать повышению уровня эффективности ведения бизнес-процессов российских и зарубежных компаний.