23 января 2008 года ОАО "Российские железные дороги" внесло в Правительство РФ предложения по созданию "Второй грузовой компании". Планируется создать компанию с участием частных операторов без доли государства в акционерном капитале. Весь грузовой подвижной состав намечено вывести из состава ОАО "РЖД". Подобное решение стало ответом компании на декабрьское предложение Министерства транспорта РФ о выводе из состава ОАО "РЖД" всего инвентарного парка вагонов и перевод его в разряд приватного парка, а также реализация его крупными лотами от 30 тыс. вагонов и более через передачу в аренду частным операторам с правом последующего выкупа. В случае отказа компаний-операторов от данного предложения, согласно предложению Минтранса, мог бы быть рассмотрен вопрос создания "Второй грузовой компании" с передачей ей оставшегося парка вагонов.
ОАО " РЖД" намерено создать "ВГК" на базе собственного парка с привлечением частных инвесторов, которые в счет оплаты своей доли акций также внесут в уставный капитал новой компании свой подвижной состав. Планируется, что доли собственников в "ВГК" будут пропорциональны количеству внесенных вагонов. Кроме того, участниками "ВГК" смогут стать лизинговые компании и банки, которые в настоящее время испытывают трудности с получением платежей от частных операторов подвижного состава. Им будет предложено передать свои вагоны за долю в капитале новой компании, что избавит их от необходимости самостоятельно пристраивать на рынке подвижной состав, возвращенный операторами из лизинга.
Ежедневный мониторинг событий в сфере железнодорожного транспорта, который выполняют специалисты направления "Тематические новости" компании "INFOLine", показывает, что с начала кризиса произошло падение объема грузоперевозок железнодорожным транспортом на 19%. Снижение привело к переходу от дефицита к значительному профициту подвижного состава, причем наблюдается как отсутствие спроса на новый подвижной состав, так и остаются невостребованными вагоны, приобретенные в последнее время частными операторами и лизинговыми компаниями. Так, многие транспортные компании планируют продать часть специализированного подвижного состава и перейти на его аренду. Кроме того, транспортные компании возвращают взятые в лизинг вагоны и расторгают заключенные ранее договоры.
В IV квартале 2008 года началось ухудшение ситуации в отрасли "производство транспортных средств", которая в 2008 году обеспечила до 40% общей величины прироста промышленного производства. Значительную долю в "производстве транспортных средств" составляет железнодорожное машиностроение, где цены на грузовые вагоны за сентябрь-декабрь снизились на 50% на фоне полного отсутствия спроса со стороны частных транспортных и лизинговых компаний, а также предприятий холдинга "РЖД".
По оценкам экспертов, в настоящее время есть подтверждения на закупку в 2009 году 19,8 тыс. вагонов, однако для сохранения прежнего темпа производства, необходимо довести объем закупок до 40 тыс. вагонов. Так как спрос на подвижной состав со стороны частных компаний отсутствует, Минпромторг и Минтранс для поддержки предприятий железнодорожного машиностроения планируют увеличить уставный капитал ОАО "РЖД" и "Первой грузовой компании", причем средства должны быть направлены на закупку подвижного состава "на более выгодных условиях, чем до кризиса".
Весной 2007 года было принято решение о последовательной передаче вагонного парка ОАО "РЖД" в две грузовые компании. Летом того же года была создана первая - ОАО "Первая грузовая компания" (100% акций принадлежат ОАО "РЖД"), которой в течение полутора лет передавалась часть парка компании - 200 тыс. вагонов. После IPO "Первой грузовой компании", намеченного на 2010 г., Минтранс предполагал выделение из состава "РЖД" "Второй грузовой компании", в уставный капитал которой могли бы быть внесены оставшиеся 50% инвентарного парка. Изначально Минтранс предлагал сделать "Вторую грузовую компанию" на 100% государственной.