Агентство INFOLine-Аналитика (www.infoline.spb.ru) выпустило ежегодный рейтинг российских транспортно-логистических компаний, работающих по модели «без активов» или сочетающих схемы работы «с активами» и «без активов» (с превалированием схемы «без активов»), по итогам 2018 года.
Рейтинг по итогам 2018 года опубликован в газете «Коммерсант».
Аналитики прогнозируют в 2019 г. замедление логистического рынка «без активов». Одновременно усилится ценовая конкуренция, стартует цепочка банкротств и консолидационных сделок. Грузовой сектор в автоперевозках выдвинет на передний план крупных логистических операторов, в то время как потребительский сегмент будет постепенно «уберизовываться», привлекая к перевозкам мелких игроков рынка.
По итогам 2018 года агентство INFOLine составило рейтинг «INFOLine Logistic Russia TOP». В нем участвуют логистические компании, работающие по моделям «преимущественно без активов» и «без активов». Распределение по позициям проводилось по показателю выручки.
Самые серьезные трансформации произошли в первой тройке рейтинга: с четверного на второе место поднялась ОТЛК ЕРА — логистическая компания, работающая с российским, белорусским и казахским направлением. ОТЛК ЕРА вытеснила со второго на третье место российское подразделение DHL, а российское подразделение FM Logistic, в свою очередь, получило вакантное четвертое место.
Также по итогам года сменила место дислокации в рейтинге и компания GEFCO. Несмотря на то, что ОАО РЖД и PSA планируют ее продать, с двенадцатого места она поднялась в первую десятку. В пределах топ-10 есть и другие сдвиги по занимаемым позициям, но состав лидеров остался прежним.
В сравнении с 2017 г средние показатели роста выручки основных операторов рейтинга уменьшились на 0,5 п.п., хотя и в 2018 г составляли 20,5%. Здесь сыграло роль и увеличение ставок по арендным площадям в сегменте контейнерных грузоперевозок, и изменение ж/д тарифов, особенно значимое для компаний, специализирующихся на мультимодальных перевозках.
В 2018 г. продолжает действовать сценарий активной консолидации рынка. И если крупные игроки промышленного сектора шаг за шагом переходят на работу с крупными же логистическими операторами, то для потребительского рынка характерна стремительная «уберизация»: ритейлеры активно привлекают к работе средний и малый бизнес, пользуясь логистическими агрегаторами и консолидаторами грузовых перевозок.
Рейтинг комментирует директор коммерческого департамента Itella в России Дмитрий Масальцев: «На работу логистических компаний влияет масса факторов, включая падение покупательской активности и общее ослабление экономики во всех сегментах рынка. В этой ситуации логистическому бизнесу приходится балансировать между сохранением параметров рентабельности и давлением ценового фактора, когда клиенты стараются сбить стоимость услуг. Чтобы удержать доходность на прежнем уровне, некоторым компаниям приходится переходить к «серым» схемам, например, игнорируя требования охраны труда. Как правило, это больше характерно для регионов».
Запросить дополнительную информацию и подробное описание методологии Вы можете здесь
Рейтинг INFOLine Logistic Russia TOP по итогам 2018 года и бизнес-справки («РЖД Логистика», «ОТЛК ЕРА», Deutsche post DHL Россия, FM Logistic и «Елтранс+») представлен в Обзоре «Транспортная отрасль России. Итоги 2018 года и тенденции 2019 года. Перспективы развития до 2020 года».