В соответствии с поручением Президента, по которому к 2030 году АО «ОСК» должна достичь паритета в деньгах по производимому гражданскому и военному флоту, а также в ожидании сокращения гособоронзаказа в 2020-2025 гг., перед судостроительной отраслью стоит серьезный вызов по формированию целого блока новых компетенций в гражданском судостроении. В рамках Исследования традиционно для российского судостроения выделяются такие перспективные для развития направления, как строительство ледокольного флота, производство техники и судов для добывающей промышленности, строительство современного промыслового флота.
Источник: INFOLine на основании Базы данных «Заказы на строительство судов на верфях России»
В сфере строительства рыболовных судов первичный "бум" пришелся на конец 2017 года, когда было заключено 33 контракта на строительство рыболовных судов под выделение квот на вылов рыбы. По итогам третьей заявочной кампании по инвестициям во флот в апреле 2019 года было одобрено еще 11 проектов, таким образом, суммарное количество строящихся или законтрактованных судов в рамках данной меры поддержки достигло 44 единиц. Среди новых одобренных проектов в первую очередь стоит отметить строительство четырех морозильных траулер-процессоров проекта 170701 для ГК «Норебо» на ПАО «Судостроительный завод Северная верфь» и четырех рыболовных траулеров проекта СТ-192 RFC (ST-192) для ГК «Русская рыбопромышленная компания» (строительство планируется на АО «Адмиралтейские Верфи»).
Также для развития рыбопромыслового флота весной 2019 года Государственной Думой и Советом Федераций был одобрен закон о перераспределении «крабовых квот». Так, на этот вид квоты будет выделяться 50% общего допустимого улова крабов, а доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет. Начальная цена лота на аукционах будет составлять 300-400 миллионов рублей, а победители аукционы должны будут построить объекты, которые будут установлены Правительством. В основном в качестве инвестиционных объектов будут выступать суда-краболовы длиной свыше 50 метров, валовой вместимостью не менее 1 тыс. регистровых тонн и ёмкость трюма не менее 300 куб. м., которые должны быть построены на отечественных судоверфях.
Согласно оценке специалистов INFOLine, пик сдачи законтрактованных на данный момент рыболовных судов придется на 2020-2021 гг., когда должны сдаваться по 11-12 новых судов ежегодно. Крупнейшие и наиболее инвестиционно-активные рыбодобывающие компании уже вложили средства в обновление флота. Дальнейшее обновление рыболовного флота будет зависеть от того, насколько эффективным для добывающих компаний окажется механизм инвестквот и заинтересует ли он менее крупные компании – участники рыболовной отрасли теперь ожидают момента, когда механизм инвестквот заработает на практике.
В сфере развития крупнотоннажного гражданского судостроения наиболее остро стоит вопрос накопления опыта в создании и применении современных судостроительных технологий. Не смотря на большое число законтрактованных судов на верфи ССК «Звезда», фактически сейчас в стадии строительства находятся только 4 сравнительно небольших судна снабжения IBSV 10022 для ПАО «НК «Роснефть» и танкер типа Афрамакс проекта 114К для ПАО «Роснефтефлот» тоннажем 171 тыс. тонн со сроком сдачи в 2021 году. Планируется, что в 2021 году также должны быть сданы еще два аналогичных танкера типа Афрамакс, головной мелкосидящий дизель-электрический ледокол проекта 22740 и судно снабжения проекта 22430. Однако эти суда еще не заложены, и, с учетом того, что это фактически пилотные для России проекты, специалисты INFOLine предполагают, что возможны риски смещения сроков сдачи этих судов.
Получить презентацию "Судостроительная отрасль России"
Становится очевидно, что одна ССК «Звезда» не справится обеспечением прорыва в гражданском судостроении. В данном случае требуется комплексное развитие судостроения и гражданского машиностроения сразу на нескольких ведущих верфях.
Отчасти такая схема уже реализуется в сфере строительства рыболовных судов. При этом в сфере крупнотоннажного гражданского судостроения на данный момент просто нет альтернативных «Звезде» площадок, а проекты по производству сложной морской техники для шельфовой добычи в большой степени зависят от зарубежных технологий.
Справка:
Исследование «Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года» представляет собой комплексный анализ текущего состояния судостроительной отрасли в России, содержит ретроспективные данные с 2011 года по динамике и объемам строительства и ремонту судов на предприятиях России, операционные и финансовые показатели крупнейших судостроительных компаний. Также Исследование включает долгосрочный прогноз направлений развития отрасли и общего спроса на продукцию различных сегментов судостроения до 2025 года. В приложении к Исследованию приводится описание портфеля заказов крупнейших судостроительных предприятий России, включающее описание контактных данных, владельцев предприятий, финансовые показатели за 2017 год, вид выпускаемой продукции, наиболее важные реализованные и реализуемые проекты с 2015 года.
Исследование подготовлено на основе использования различных источников информации, в том числе информационных продуктов INFOLine в судостроительной отрасли: аналитической базы «Заказы на строительство судов на верфях России», тематических новостей «Судостроительная промышленность РФ и стран ближнего зарубежья».
INFOLine является экспертом в судостроительной отрасли и выпускает инициативные исследования и базы данных по судостроительному рынку c 2006 года. Нашими клиентами стали такие крупнейшие предприятия отрасли, как ОАО «ОСК», ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», АО «Бюро Веритас Русь», АО «Центр Судоремонта Звездочка», ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод», ПАО «Завод «Красное Сормово», АО «Морские навигационные системы», ПАТ «Завод «Экватор», НГУ «Прометей», АО «МКБ «Компас». Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ. Получить бесплатную презентацию судостроительной отрасли можно ЗДЕСЬ.