Транспортная сеть России вследствие масштаба территории страны является одной из самых протяженных в мире. Она включает в себя 1,171 млн. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 86 тыс. км железнодорожных путей общего пользования и 34 тыс. км путей необщего пользования, 102 тыс. км водных судоходных путей, 250 тыс. км трубопроводов.
На дорогах России находится более 100 тыс. искусственных сооружений: автомобильных и железнодорожных мостов, путепроводов, эстакад, виадуков. Общая протяженность более 4,4 млн. пог. м.
Исследование INFOLine «Дороги и искусственные сооружения России. TOP-30 крупнейших проектов строительства и реконструкции дорог. Итоги 2017 г. Перспективы до 2020 г.» показало, что большинство искусственных сооружений было построено в Советском Союзе в 50 – 80 годы. При среднем установленном межремонтном сроке мостов в 20 – 50 лет и ежегодном вводе после строительства и реконструкции около 200 сооружений становится очевидным, что тысячи искусственных сооружений на территории России требуют капитального ремонта.
Количество искусственных сооружений на автомобильных дорогах
по субъектам РФ на начало 2018 г., шт.
Источник: INFOLine
В последние годы участились случаи аварийного разрушения мостов и растут негативные последствия подобных техногенных катастроф. По подсчетам INFOLine, только за 2015 – 2018 гг. зафиксировано более ста происшествий полного и частичного разрушения сооружений с полной потерей функционального назначения объекта (без учета сообщений об аварийном состоянии, трещинах, ямах и т.д.). Помимо потери транспортной доступности населенных пунктов, которые в некоторых случаях теряли связь в том числе с медицинскими и продовольственными пунктами, разрушения приводили к тяжелым и смертельным травмам участников событий и серьезным экономическим потерям из-за простоя людей и грузов.
В 2016 году в России произошло несколько крупных разрушений искусственных сооружений. В Якутии разрушился автомобильный мост на федеральной трассе «Колыма» через реку Эльга. Поток воды снёс подъезд к мосту, рухнули две бетонные плиты. На несколько дней была перекрыта федеральная трасса: было прервано сообщение между Якутском и Магаданом. В Приморском крае из-за селевых потоков и ливней было разрушено 9 мостов. Отрезанными оставались 17 населенных пунктов в шести районах края.
В конце 2018 года произошло сразу несколько масштабных разрушений. В Амурской области два пролета путепровода упали на пути железнодорожной станции в городе Свободный, обрушение произошло во время проезда по мосту грузовика. Водитель получил травмы, в месте падения конструкций моста оказался грузовой поезд на стоянке, который был серьёзно повреждён. На два дня было парализовано движение поездов по Транссибирской магистрали.
В Лазаревском районе Сочи в результате паводка произошло повреждение автодорожного моста на федеральной трассе «Джубга – Сочи»: разрушен 20-метровый участок. Пострадавших нет, однако оказался полностью перекрыт проезд по федеральной трассе между Сочи и Туапсе на двое суток (36 часов), существенные ограничения по автомобильному движению были еще несколько недель в период восстановительных работ. В то же время произошло частичное обрушение железнодорожного моста, приведшее к полной остановке пассажирского и грузового сообщения на несколько суток.
Средний возраст мостов растет, но на данный момент в России не реализуется общегосударственной программы, направленной на капитальную реконструкцию искусственных сооружений. По мнению INFOLine, это необходимая и единственная эффективная мера для исправления сложившейся ситуации, в противном случае число техногенных катастроф на дорогах России и их негативных последствий будет неуклонно расти.
Проанализировав состояние дорог и искусственных сооружений России, информационно-аналитическое агентство INFOLine выпустило Исследование «Дороги и искусственные сооружения России. TOP-30 крупнейших проектов строительства и реконструкции дорог. Итоги 2017 г. Перспективы до 2020 г.». Исследование включает в себя данные о нынешнем состоянии отрасли: параметрах и финансировании, ключевых игроках и перспективах развития. Объемную часть продукта составляет описание тридцати крупнейших проектов строительства и реконструкции дорог.