В начале 2000-х на развивающемся рынке розничной торговли потребитель мало, что решал. Достаточно было обеспечивать эффективную товаропроводящую цепь и этого было достаточно для успешного развития. Ситуация стала меняться совсем недавно. Широкий спектр компаний вышли на потребительский рынок: от фирменных магазинов брендов и производителей до интернет магазинов обеспечивающих трансграничную торговлю. Вполне закономерным стал тот факт, что роль и важность потребителя становится все существеннее. Теперь потребитель сам выбирает и бренды и канал потребления.
Для лучшего понимания текущих потребительских трендов, специалисты INFOLine, проанализировали более 5 тысяч новинок, выходящих на российский рынок в 2018 году (можно ознакомиться в разделе Банк новинок). Пять из них были представлены 10 июля 2018 года в Москве на годовом собрании Ассоциации POPAI - доклад «Тренды потребительского поведения россиян». Доклад стал результатом крупного исследования, проведенного компанией в 2018 году. В презентации были выделены не просто тренды потребительского поведения, но отобраны и озвучены наиболее актуальные, имеющие существенный вес и оказывающие влияние как на рынок розничной торговли в целом, так и на рынок рекламных материалов в точках продаж.
Тренд №1: Собственные марки торговых сетей
Собственными торговыми марками (СТМ) обзавелись практически все продуктовые TOP ритейлеры. На 2018 год уровень проникновения СТМ в целом по стране составит порядка 9% всего товара, который принадлежит торговым сетям. Есть лидеры, которые уже сейчас генерируют до четверти своего оборота с помощью СТМ или планируют увеличить их долю в ближайшее время. Например, торговая сеть «Пятерочка», доля СТМ которой составляет сейчас 17%, планирует довести данный показатель до 25% в ближайшие три года.
При этом, имея достаточно разнообразный ассортимент продукции, ритейлеры прекрасно понимают необходимость его диверсификации с точки зрения ценовых и качественных характеристик. Главная характеристика СТМ — первая цена в линейке — постепенно уходит на второй план, а производителям приходят запросы на создание товаров для среднего ценового сегмента и выше. Это означает, что часть брендированной продукции, выпускаемой традиционными производителями (в первую очередь менее распространенной и имеющей слабую рекламную поддержку) может быть замещена на товары под собственными торговыми марками сетей.
В этих условиях закономерен рост рекламной активности торговых сетей в плане продвижения продукции под собственными торговыми марками. Так по результатам нового Исследования POPAI и INFOLine «Рынок рекламных материалов в точках продаж в России: итоги 2017, перспективы развития в 2018-2019 гг.» примерно треть опрошенных ритейлеров заявила, что наряду с POSM брендов и совместными POSM на территории их торговых точек размещаются также собственные POSM торговой сети.
Тренд №2. Порционная упаковка
Тренд №3. Здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Тренд №4. Маркировка как эффективный способ убеждения
Тренд №5. E-commerce и омниканальность
Подробнее об этих трендах и их влиянии на розничный рынок можно узнать из презентации «Тренды потребительского поведения россиян», которую компания INFOLine предоставляет в качестве бонуса при покупке «Исследования рынка рекламных материалов в точках продаж России: итоги 2017 года, перспективы развития в 2018-2019 годах» до 31 августа 2018 года.
Ознакомиться с результатами Исследования 2018 года и подать заявку на участие в исследовании 2019 года, Вы можете, обратившись в Ассоциацию POPAI по адресу pr@popairussia.com, а также к специалистам агентства INFOLine по адресу posm@infoline.spb.ru или по телефонам +7 (495) 772-76-40 и +7 (812) 322-68-48
Краткую версию данного Исследования Вы можете получить БЕСПЛАТНО, отправив запрос на электронную почту pr@popairussia.com или mail@advis.ru.