Оборот российского рынка online-торговли материальными товарами в 2017 году составил от 1,2 до 1,5 трлн руб., согласно оценке INFOLine. Агентство INFOLine анализирует развитие online-торговли в рамках исследования «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года» и рейтинга INFOLine Retail Russia TOP 100. Рейтинги по ритейлерам формируются по финансовым и операционным показателям, форматам и регионам присутствия.
Несмотря на активную работу сетей, за минувший год online-продажи товаров в РФ замедлили темпы роста, и по итогам года динамика составила около 20%-23% (в зависимости от методологии оценки рынка), подсчитало агентство INFOLine. При этом рост трансграничной торговли ежегодно опережает динамику российского e-commerce. Доля зарубежных компаний в online-продажах в РФ в 2017 году приблизилась к 30%, составив уже около 400 млрд руб. Около 90% зарубежных отправлений приходят в Россию из Китая, еще 4% — из Евросоюза, и только 2% — из США. Правительство уже достаточно давно обсуждает снижение беспошлинного порога на покупки в иностранных интернет-магазинах с 1000 евро до 20 евро. В случае принятия этого решения это замедлит рост трансграничной торговли в будущем, но не сможет его значительно снизить, т.к. многие россияне покупают товары за рубежом не только из-за более низких цен, но из-за уникального ассортимента продукции, которая не представлена в действующих магазинах.
С точки зрения ключевых тенденций рынка, аналитики INFOLine указывают на опережающие темпы роста online-торговли по сравнению с более низкими темпами offline-торговли. Выделяется устойчивое изменение в поведении покупателей в сторону рационализации потребления: 85% жителей РФ до 45 лет сравнивают цены в интернете перед покупкой товаров.
В рейтинге наиболее высокий трафик показали сайты по продаже товаров широкого профиля (Avito, AliExpress и Wildberries), второе — online-гипермаркеты рынка бытовой, компьютерной техники и мобильных устройств, третье — книжные интернет-магазины, сместившие с данной позиции online-магазины детских товаров.
Рынок бытовой и компьютерной техники и мобильных устройств в 2017 году демонстрирует суммарный рост на 2,5%, преимущественно, отмечают аналитики INFOLine, в связи с ростом online-продаж, увеличением активности покупателей в сегменте смартфонов, а также усилением ценовой конкуренции между торговыми сетями и интернет-магазинами. Продажи смартфонов в натуральном выражении превысили 28 млн устройств, впервые превзойдя годовые показатели 2014 года. Интернет-продажи лидера отрасли - «М.видео» выросли в 2017 году на 41,3%, до 31,1 млрд руб. благодаря высокой рекламной активности обеспечивающей значительный трафик, высокой конверсии и растущей доле самовывоза. В 2018 году завершилась основная фаза консолидации рынка: группа «САФМАР» закрыла сделку по покупке доли Александра Тынкована и его партнеров в «М.Видео». ПАО «М.Видео» стало УК для торговых сетей «М.Видео», «Эльдорадо», «Техносила» (как отдельный бренд перестанет существовать) и маркетплейса Goods.ru.
На online-продажи лидера отрасли DIY
ритейла – Leroy Merlin, по оценкам INFOLine, уже приходится более 6,5% рынка, а в 2020 году данный показатель приблизится к 12%. Одним из драйверов роста СТД «Петрович» в 2017 году были online-продажи компании («Петрович» является лидером по online-продажам DIY среди универсальных и специализированных сетей). Интернет-продажи «Петровича» в 2017 году выросли на 36% – до 11 млрд руб. Количество заказов, оформленных через интернет-ресурсы ритейлера, превысило 1 млн, а их доля в розничном канале достигла 38%.
В 2017 году Fashion ритейл показал рост на 3,1%, по оценке INFOLine. Лидер российской online-торговли Wildberries по состоянию на начало 2018 года реализует продукцию более 7 тыс. брендов и обслуживает более 100 тыс. заказов в день. В 2017-2018 годах ритейлер расширил ассортимент и запустил в продажу детское питание, кофе, чай, электронику, товары для дома и другие категории, не связанные с одеждой. В августе 2017 года Wildberries заключил договор на строительство распределительного центра в Московской области, в который планируется инвестировать более 3,5 млрд руб. Компания Lamoda в 2017 году купила сеть пунктов выдачи заказов Pick-up.ru. В результате число пунктов самовывоза с возможностью примерки выросло до 112 точек. В целом большинство пунктов выдачи Lamoda — партнерские.
Рынок детских товаров, по оценке INFOLine, показал рост на 2,4% в 2017 году, превысив динамику 2016 года с наиболее низкими темпами роста за период с 2010 года. Среди драйверов роста рынка – online-продажи и развитие собственных торговых марок крупных сетей. Сеть «Кораблик» за отчетный период приросла на 14 торговых объектов, при этом значительное внимание уделяется также развитию online-продаж в собственном интернет-магазине и на сторонних площадках (Goods.ru и других). В сентябре 2017 года сеть детских товаров «Дочки-Сыночки» купила интернет-магазин Esky.ru, в результате сделки игрок может составить конкуренцию за первое место текущему лидеру online-торговли — сети «Детский мир».
Трансграничная торговля занимает около 35% российского рынка online-торговли, подсчитали в INFOLine. Основными товарными категориями при покупке online были одежда и обувь (27% на локальном рынке и 38% на трансграничном), а также бытовая техника и электроника (35% на локальном рынке и 33% на трансграничном), по данным АКИТ. В 2017 году более 50% затрат россиян в зарубежных интернет-магазинах приходилось на Китай. Меры государственного регулирования трансграничной торговли в сочетании с развитием логистики и повышением качества сервиса российских интернет-магазинов позволят сбалансировать интересы покупателей, а также российских и международных розничных компаний.
INFOLine более 15 лет проводит ежедневные мониторинги и подробно изучает экономику России и ее отдельные сегменты. Исследование «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года» включает обзор показателей отрасли в целом и отдельных сегментов розничной торговли, рейтинг ритейлеров по выручке, количеству торговых объектов, объему торговой площади по каждому из сегментов, описание основных тенденций развития отрасли, событий на рынке, прогноз рынка и сегментов РТО, анализ потребительского поведения населения, обзор и анализ государственного регулирования.
Получить исследование «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года»
Для того чтобы узнать более подробную информацию, свяжитесь с нами по телефонам +7(812)322-6848 или +7(495)772-7640, а также по электронной почте retail@infoline.spb.ru