Оборот российского рынка online-торговли материальными товарами в 2017 году составил от 1,2 до 1,5 трлн руб., согласно оценке INFOLine. В 2017 году сегмент FMCG (продукты питания и товары повседневного спроса) в e-commerce показывали лучшую динамику роста из всех сегментов потребительских товаров. Агентство INFOLine анализирует развитие online-торговли, в ежемесячном обзоре «Состояние потребительского рынка и рейтинг торговых сетей FMCG РФ». Рейтинги по ритейлерам формируются по финансовым и операционным показателям, форматам и регионам присутствия.
Среди FMCG ритейлеров, уже реализующих online-торговлю продуктами питания: «Перекресток», «О'КЕЙ», «Глобус», Auchan Retail Россия, «Азбука вкуса», «Мираторг», Spar, «Утконос», «Монетка» и другие. Возможность online-торговлю рассматривают сети «Лента» и «Виктория». При этом продажу продуктов питания осуществляют крупнейшие online-ритейлеры Ozon, «Юлмарт», «Комус» и Wildberries, которые в большей степени ассоциируются с непродовольственным ассортиментом.
В 2016-2017 года на российском рынке начали активно развиваться сервисы по доставке продуктов питания из действующих offline-магазинов: iGooods в Санкт-Петербурге и Instamart в Москве. Успех развития подобных сервисов в Европе и США говорит о том, что возможно именно они перевернут стереотип потребления у россиян и заказ продуктов питания через Интернет станет таким же повседневным делом, как сейчас поход в традиционные магазины.
В марте 2017 года X5 Retail Group запустила онлайн-супермаркет «Перекресток» в Москве и Подмосковье. В интернет-магазине доступен весь ассортимент розничных магазинов «Перекресток»: свыше 13 тыс. наименований, кроме кулинарной продукции со сверхкороткими сроками годности, алкоголя и табака. Минимальная сумма заказа составляет 2 тыс. руб, при заказе на сумму более 7000 руб., а также при любом заказе, но без указания конкретного временного интервала, доставка осуществляется бесплатно. Сервис по сбору и доставке товаров организован в «гибридном магазине», сочетающем в себе обычный супермаркет и dark store – формат магазина без покупателей со складом. В сентябре 2017 года сеть Auchan Retail Россия начала тестировать онлайн-продажи некоторых бакалейных товаров, напитков и кондитерских изделий в своем интернет-магазине. В ближайшем будущем компания планирует запустить на российском рынке интернет-продажи свежих продуктов питания. Производитель АПХ «Мираторг» также открыл собственный интернет-магазин. Ассортимент включает 400 наименований фирменной продукции. ГК «ДИКСИ» изучает возможность запуска сервиса по доставке товаров, заказанных через интернет, на базе супермаркетов «Виктория». «О'КЕЙ» объявила о запуске «О'КЕЙ-Авто» – нового формата выдачи интернет-заказов в гипермаркетах сети. 6 гипермаркетов в Санкт-Петербурге и 5 гипермаркетов в Москве уже имеют пункты самовывоза. Напомним, интернет-магазин сети «О'КЕЙ» был запущен в марте 2015 года. В ноябре 2017 году торговая сеть «Глобус» начала online-продажи продуктов в Московской обл. с самовывозом из гипермаркета «Глобус Красногорск». Во II кв. 2018 года планируется предоставлять услуги доставки продукции до дверей квартиры или офиса.
По прогнозам INFOLine, online-продажи в сегменте FMCG обречены на рост в 2018-2020 годах. Ключевым для ускоренного развития отрасли может стать законопроект о легализации продаж алкоголя в интернете. В марте 2018 года Минфин представил доработанную версию законопроекта, вносящего изменения в торговлю спиртными напитками. По мнению специалистов INFOLine, это не скажется на увеличении объемов потребления алкоголя в стране, но, благодаря одной из самых маржинальных категорий товаров FMCG ассортимента, сделает работу дистанционного обслуживания потребителей более рентабельной.
INFOLine более 15 лет проводит ежедневные мониторинги и подробно изучает экономику России и ее отдельные сегменты. Исследование «Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года» включает обзор показателей отрасли в целом и отдельных сегментов розничной торговли, рейтинг ритейлеров по выручке, количеству торговых объектов, объему торговой площади по каждому из сегментов, описание основных тенденций развития отрасли, событий на рынке, прогноз рынка и сегментов РТО, анализ потребительского поведения населения, обзор и анализ государственного регулирования.
Получить исследование «Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года»
Для того чтобы узнать более подробную информацию, свяжитесь с нами по телефонам +7(812)322-6848 или +7(495)772-7640, а также по электронной почте retail@infoline.spb.ru