Несмотря на кризисные явления и снижение доходов и покупательской способности населения, ТОП-100 российского ритейла установил рекорд по открытию новых магазинов, перекрыв рекордный показатель 2015 года, сообщил
генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков на
Неделе Российского ритейла.
Иван Вадимович, на сессии «Самые быстрорастущие и эффективные торговые сети России» Вы представили рейтинг крупнейших ритейлеров России INFOLine Retail Russia TOP-100. Какие на Ваш взгляд интересные тренды в розничной торговле существуют сегодня?
Розничная торговля развивается весьма активно, несмотря на кризисные явления и снижение доходов и покупательской способности населения. ТОП-100 российского ритейла в прошлом году установил рекорд по открытию новых магазинов, перекрыв рекордный показатель 2015 года. Напомню, что в 2015 году было открыто 9 тысяч магазинов совокупной площадью чуть менее 3 млн квадратных метров торговых площадей. А в 2016 году открылось уже 12 тысяч новых магазинов с общей площадью 3,4 млн квадратных метров.
Если в 2015 году ТОП-100 ритейлеров открывал 1 магазин в час, то в 2016 году открывался 1 магазин в 40 минут. Мало стран в мире, где такие темпы возможны, а Россия позволяет продолжать активное развитие сетей.
За счет чего происходит такой стремительный рост?
Это происходит за счет перераспределения потоков потребителей. В данном случае крупные сети получают преимущество по отношению к другим игрокам, потому у них есть серьезная рыночная сила. Они могут предложить максимально доступные цены для потребителей и это привлекает большое количество клиентов. За счет закупочной силы сети также могут снижать цены. По итогам прошлого года, согласно рейтингу INFOLine Retail Russia TOP-100, две компании – «Магнит» и X5 Retail Group - по своей выручке превысили 1 трлн. рублей. Конечно, многие крупные поставщики, работая напрямую с этими сетями, могут существенным образом сократить свои издержки и снизить наценки на товары, что, несомненно, привлекает потребителей.
С другой стороны, в условиях кризиса для некоторых игроков единственный путь – это уйти с рынка. Соответственно, освобождаются площади, которые занимаются крупными ритейлерами. Это позволяет эффективно реализовывать инвестиционную программу.
Следует отметить, что существенное количество компаний покидают рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 в силу того, что их оборот снижается до того уровня, который не позволяет им входить в сотню лидеров. Этим объясняется высокий интерес к этому рейтингу, так как он показывает самых сильных и уверенных в себе участников рынка.
Если вернуться к тем компаниям, которые снижают свои показатели в рейтинге или вовсе покидают его. К какому сегменту они принадлежать в основном?
Конечно, в настоящее время есть отрасли, где более остро ощущается снижение покупательской способности. В последние годы такая динамика наблюдается в БиКТ и Fashion ритейле. Компании не покидают рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 вследствие того, что якобы заняли неудачную для себя отрасль. Существенное влияние на них оказывают отраслевые тенденции. Однако те компании, которые способны «двигаться против ветра» продолжат успешно развиваться. Так, например, рынок DIY по итогам 2016 года снизился, россияне вынуждены были отказаться от серьезного ремонта или строительства загородных домов. Безусловно, это негативно повлияло на развитие рынка строительно-отделочных материалов и сегмента DIY, в частности. При этом, торговая сеть Leroy Merlin выросла на этом падающем рынке на 28%. Более того, за прошлый год компания открыла 17 гипермаркетов и по торговой площади выросла на 40%. Это лидер на рынке, который уже имеет оборот под 200 млрд. рублей, и продолжает расти фантастическими темпами. Такие высокие результаты по итогам года объясняются тем, что компания использует грамотную маркетинговую стратегию («Низкие цены каждый день!») в условиях снижения покупательской способности.
Можно ли в таком случае говорить, что весь рынок в России принадлежит покупателю, для которого важна в первую очередь цена товара? Или некоторые сети ищут другие пути для повышения лояльности?
На самом деле это не так, к сожалению. Мы понимаем, что розничный бизнес требует колоссальных технологий, инвестиций, временных и интеллектуальных ресурсов для развития. Многие компании выросли до таких размеров, что они стали крупнейшими частными работодателями («Магнит» включает 300 тыс человек в штате). Поэтому эффективные и успешные компании, которые представлены в рейтинге INFOLine Retail Russia TOP-100, стараются сохранять баланс между интересами потребителя, самой компании и поставщика. Хочется верить, что у поставщиков появился шанс в выстраивании конструктивного диалога во взаимоотношениях с сетями. И это не стало следствием изменений в законодательстве, которое произошло в середине прошлого года. С 1 января 2017 года серьезным образом изменились требования к работе сетей, по крайней мере, в FMCG ритейле.
В заключении, отвечая на вопрос, хотел бы привести пример. Я уже упомянул сеть Leroy Merlin, которые пару месяцев назад представили интересную концепцию на одной из наших конференций. Компания рассказала, что сейчас начинает активно анализировать отзывы потребителей на сайте. Более того, одним из ключевых критериев ротации ассортимента в магазине станет количество полученных продуктом звездочек. Таким образом, теперь не критерий цены станет ключевым для выбора того или иного товара на полке, а критерий оценки и отзыва потребителя об удовлетворенности продукта. Это очень серьезный вызов для поставщиков, потому что они должны будут контролировать, насколько их продукт реально нужен потребителю. На мой взгляд, это серьезный шаг, чтобы вырваться из спирали снижения цен, которое иногда достигается за счет снижения качества. Хочется верить, что проект будет успешно реализован, и опыт будут перенимать другие участники рынка.
Как Вы считаете, за последние 10 лет насколько отрасль повзрослела в прямом смысле этого слова?
На мой взгляд, тот прорыв, который был сделан в российской розничной торговле, - феноменален. Мало других отраслей экономики нашей страны, которые смогли сделать такой гигантский шаг вперед с точки зрения своего развития, технологий и конкурентоспособности. Розничная торговля – это весьма конкурентоспособная отрасль. Мы видим, что приход международных ритейлеров с мощнейшими инвестициями, технологиями, знаниями и опытом не дает им серьезных преимуществ по отношению к российским компаниям, которые обладают теми же технологиями и зачастую лучше знают своего потребителя, поэтому успешно конкурируют с ними. Несмотря на то, что отрасль переживает сейчас не лучшие времена по итогам 2016 года, я думаю, что все эти трудности заставят сделать еще один шаг вперед с точки зрения обновления, повышения эффективности и адекватности тех стратегий, которые применяют компании на рынке.
Не случайно, рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 показывает, что, несмотря на падение рынка в целом, лидеры нашего ритейла выросли на 15,5%. Это очень хороший результат, и мало где в мире его можно достичь. Поэтому нужно серьезно анализировать текущую ситуацию, адекватно ее оценивать и думать над своим дальнейшим развитием.