В декабре 2015 года в журнале "Эксперт" вышла статья "Инвестиционная деятельность крупнейших сетей FMCG по итогам 9 месяцев 2015 года", основанная на данных периодических Обзоров "Состояние потребительского рынка РФ и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2015-2016 годов".
По данным ИА INFOLine за последние 10 лет доля современных форматов выросла с 25% до 55%, а в целом торговые площади современных форматов объектов увеличились на 17,6 млн. кв. м (60%). При этом достижение 55%-ного уровня в общей торговой площади магазинами современных форматов свидетельствует о переходе к новой стадии конкурентной борьбы между различными форматами торговли и торговыми сетями при сохранении значительного потенциала развития федерального и регионального сетевого ритейла.
По мнению генерального директора "INFOLine-Аналитика" Бурмистрова Михаила, данный тезис подтверждается опережающим ростом доли крупнейших федеральных ритейлеров, которые увеличивают долю на рынках субъектов РФ и продолжают вытеснять традиционную розницу, несмотря на то что значительная часть объектов традиционной розницы работает не вполне в правовом поле, оптимизируя налоги и реализую нелегальный алкоголь без лицензий.
Структура оборота розничной торговли FMCG по форматам торговли в 2014 году, %
Структура оборота розничной торговли FMCG по форматам торговли в 2015 году, %
Источник: данные ИА INFOLine
Наибольший вклад в прирост торговых площадей за 9 мес. 2015 года внесли "Магнит", X5 Retail Group и ГК "ДИКСИ". ГК "ДИКСИ" за 9 мес. 2015 года открыла 400 дискаунтеров "Дикси", 1 гипермаркет "Мегамарт" и 7 супермаркетов "Виктория", суммарной торговой площадью около 124,9 тыс. кв. м. Доля "Ленты" в приросте торговых площадей незначительно снизилась в связи с увеличением количества открытий торговых объектов крупнейшими федеральными ритейлерами, однако за 9 мес. 2015 года компания открыла 14 гипермаркетов и 3 супермаркета и в августе 2015 года объявила о заключении соглашения с ГК "О’КЕЙ" о покупке трех гипермаркетов и трех земельных участков, на которых в 2016-2017 гг. будут построены гипермаркеты.
По итогам 9 мес. 2015 года прирост торговых площадей по 130 крупнейшим сетям FMCG России (без учета ритейлеров, сокративших площади) достиг рекордных показателей и составил 2014,4 тыс. кв. м, увеличившись практически 1,5 раза относительно 9 мес. 2014 года, когда он составил 1332,9 тыс. кв. м. При этом около 69% прироста за 9 мес. 2015 года пришлось на ТОП-7 крупнейших ритейлеров FMCG России, а доля прочих сетей составила чуть более 31%.
За 9 мес. 2015 года 40 из наблюдаемых INFOLine региональных торговых сетей продемонстрировали сокращение торговых площадей, в том числе: "Нева-Ритейл" (сеть XL) — на 18,7 тыс. кв. м (25 магазинов), Холдинг "Партнер", закрывший последний магазин 16 октября 2015 года, — на 8,8 тыс. кв. м. При этом в 2015 году прекратил работу целый ряд региональных торговых сетей, в том числе: ГК "Универсал" (розничный бизнес приобретен X5 Retail Group) в Республике Марий Эл, торговая сеть "СосеДДушка" (Соседдушка, ООО, розничный бизнес приобретен X5 Retail Group), и целый ряд других.
Динамика чистого прироста торговых площадей 130 крупнейших ритейлеров России в 2008-2014 гг., тыс. кв. м.
Источник данных: данные ИА INFOLine
По прогнозам "INFOLine-Аналитика" в 2015 году чистый прирост площадей 130 крупнейших FMCG ритейлеров составит не менее 2,7 млн. кв. м, что более чем на 600 тыс. кв. м. (30%) выше, чем в 2014 году. По мнению генерального директора "NFOLine-Аналитика", Михаила Бурмистрова, высокие темпы органического роста крупнейших ритейлеров подтверждают эффективность выбранной наиболее эффективными федеральными и региональными ритейлерами бизнесмодели, которая обеспечивает покупателям привлекательные цены и гарантированное качество продукции. При этом в условиях роста безработицы и сокращений, сетевая розничная торговля является крупнейшим работодателем, способствующим росту занятости населения не только в крупнейших городах, но и в малых городах и сельской местности: так, в 2015 году только 7 крупнейших федеральных сетей наймут на работу в магазины и логистические центры более 150 тыс. сотрудников со средней заработной платной более 33 тыс. руб. в месяц.
Периодические Обзоры "Состояние потребительского рынка РФ и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2015-2016 годов" включают в себя структурированную информацию о развитии торговых сетей и розничной торговли, а также подробный мониторинг событий, произошедших на российском розничном рынке в отчетном периоде, информацию об итогах операционной, финансовой и инвестиционной деятельности и рейтинг крупнейших торговых сетей FMCG России.