Сокращение парка железнодорожного подвижного состава в России в 2015 году с 1,22 млн. ед. до 1,14 млн. ед. вследствие действия рыночных механизмов и административных мер, которые обусловили рост объемов списания подвижного состава более чем до 100 тыс. единиц и снижение объема закупок менее чем до 22 тыс. единиц, сформировало три отчетливых тренда в отрасли.
Производство грузовых вагонов достигло минимума причем более 80% вагонов приобрели структуры в той или иной степени связанные с вагоностроительными заводами. Профицит на рынке полувагонов сменился локальными дефицитами, которые наиболее сильно сказались на перевозках нерудных строительных материалов. К концу 2015 года ставки аренды полувагонов выросли до 500-550 руб. в сутки по сравнению с историческим минимумом лета 2015 года, когда они не превышали 350-400 руб. в сутки.
В декабре 2015 года новым мощным фактором ликвидации профицита парка полувагонов стало поручение Президента РФ о запрете на продление срока службы вагонов после 1 января 2016 года (кроме специализированного подвижного состава), которое, несомненно, приведет к росту арендных ставок, доходности оперирования и спроса на полувагоны в 2016 году.
С учетом этих, а также ряда других факторов (экономическая ситуация в стране и мире, меры господдержки вагоностроения, тарифное регулирование РЖД, усиление контроля за соблюдением нормативной базы вагоноремонтными предприятиями и др.) в 2016 году следует ожидать роста загрузки вагоностроительных предприятий с выходом по году на уровень выпуска не менее 35 тыс. вагонов против 28 тыс. в 2015 году и увеличением доли специализированного и инновационного подвижного состава в структуре выпуска. Также очевиден рост ставок операторов в сегменте полувагонов до 650-700 руб. в сутки к концу 2016 году (для инновационных вагонов – более 900-1000 руб. в сутки в зависимости от модели).
Динамика парка подвижного состава в СССР в 1988 и в России 1993-2015 гг., тыс. единиц на конец периода
Такие выводы сделаны специалистами агентства «INFOLine» при подготовке Периодического обзора "INFOLine Rail Russia TOP: Итоги 2015-2016 годов", который включает в себя выпуск с итогами 2015 года (INFOLine Rail Russia TOP №4 2015) и 3 ежеквартальных выпуска в 2016 году (INFOLine Rail Russia TOP №1, 2, 3 2016). Выход первого выпуска запланирован на март 2016 года.
Целью Обзора является формирование рейтинга операторов грузового железнодорожного подвижного состава России – INFOLine Rail Russia TOP – в соответствии с их операционными и финансовыми показателями; анализ развития транспортного комплекса России с акцентом на рынок грузовых железнодорожных перевозок; мониторинг основных событий в транспортной отрасли.
В Обзоре отмечается, что в текущих сложных и динамично изменяющихся экономических условиях для эффективной коммерческой деятельности от грузовладельцев, операторских и лизинговых компаний требуется качественный и профессиональный конкурентный анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка. Использование Периодического обзора "INFOLine Rail Russia TOP: Итоги 2015-2016 гг.", позволяет клиентам ИА "INFOLine" принимать эффективные бизнес-решения на базе объективной и полной аналитической информации.
Конкретно результаты аналитического обзора можно использовать для анализа конъюнктуры рынка, выработки стратегии корпоративного развития, маркетингового планирования, мониторинга деятельности конкурентов, бенчмаркетинга, поиска новых клиентов и партнеров.
Временные рамки анализа охватывают динамику с 2005 года; итоги 2015-2016 гг. (операционные и финансовые показатели); прогнозы на 2017 год.
Обзор состоит из 4 разделов:
Раздел I. Рейтинг операторов подвижного состава
Раздел II. Макроэкономические показатели развития транспорта в России
Раздел III. Основные события операторов рынка железнодорожных перевозок в России
Раздел IV. Рейтинг и события компаний, занимающихся операционным лизингом подвижного состава
Бесплатную презентацию Обзора можно запросить ЗДЕСЬ
Кроме того анкету информационных потребностей и полный перечень готовых Обзоров и других информационных продуктов ИА "INFOLine" можно запросить ЗДЕСЬ