В сфере кораблестроения существенно сократилось строительство гражданских кораблей. По итогам девяти месяцев 2015 года в общем числе сданных в эксплуатацию судов, гражданские танкеры занимают лишь половину, хотя еще в прошлом году их количество составляло 60-70%.
Динамика количества переданных заказчикам российскими верфями судов
Исследование агентства «INFOLine - Аналитика» показало резкое сокращение объема заказов российских верфей на гражданские суда. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в количестве затраченных средств: лишь 10% от общего объема заказов отечественных верфей. Оставшаяся часть – 90% (60 млрд. руб) приходится на долю военного кораблестроения.
Большинство построенных российскими верфями гражданских кораблей являются достаточно простыми и дешевыми. Согласно рейтингу агентства «INFOLine» Infoline Shipbuilding Russia Top, лидером по введению гражданских судов в эксплуатацию стало «Красное Сормово» (член государственной объединенной судостроительной корпорации). Но это ведущее положение довольно показательно: «Красное Сормово» создало 3 танкера проекта RST27.
Актуальная информация, представленная в исследовании агентства «INFOLine - Аналитика» «Судостроительная промышленность РФ. Итоги 2014 года. Тенденции 2015 года. Прогноз до 2020 года» позволяет проследить тенденции в строительстве гражданских кораблей. Большинство из сданных в эксплуатацию судов относятся к простым кораблям класса «река-море», при этом они достаточно дешевы: стоимость одного танкера составляет в среднем 700 млн рублей. При этом общее число гражданских судов, переданных заказчику к третьей декаде 2015 года, составило 50 кораблей. Эксперты «INFOLine - Аналитика» отмечают, что такое сокращение общего числа гражданских судов может быть связано с отсутствием крупных заказов со стороны рыбников и нефтегазовых кампаний.
На основании регулярного мониторинга в области кораблестроения и актуальных данных крупнейших предприятий в этой области, эксперты «INFOLine - Аналитика» смогли сделать вывод об общем сокращении стоимости гражданских судов до 5,8 млрд. руб, (более, чем в шесть раз по сравнению с предыдущим годом).
Исследование «Судостроительная промышленность РФ. Итоги 2014 года. Тенденции 2015 года. Прогноз до 2020 года» и рейтинг крупнейших судостроительных предприятий INFOLine Shipbuilding Russia TOP являются комплексными проектами, включающими в себя информацию по всем значимым предприятиям и актуальным тенденциям в области судостроения. Информация, представленная в них, позволяет отметить значительное снижение общего числа кораблей, сданных в эксплуатацию в 2015 году до 98 единиц (что на 20% меньше сравнительно с тем же периодом прошлого года) и значительный «перекос» в сторону военных судов. Рейтинг позволил выявить лидеров в российском судостроении, ими оказались завод «Красное Сормово», «Оккская судоверфь» и «Адмиралтейские верфи».
Рейтинг INFOLine Shipbuilding Russia TOP по итогам 9 месяцев 2015 года